10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

1.укажите правильное продолжение предложения.потеряв к концу 18 века значение оборонительного сооружения,1 земляной вал стал таможенной границей москвы.2 на земляном валу

1.Укажите  правильное  продолжение  предложения.

Потеряв  к  концу  18  века  значение  оборонительного  сооружения,

1)     Земляной  вал  стал  таможенной  границей  Москвы.

2)     на  Земляном  валу  возникли  таможенные  заставы.        

3)     Земляной  вал  сделали  таможенной  границей  Москвы.

4)     в  воротах  Земляного  вала  стали  собирать  таможенные  пошлины.

2.Укажите  предложение  с  грамматической  ошибкой ( с  нарушением  синтаксической  нормы.)

1.Многие  из  крестьянских  изб,  сохранившимся  с  прошлого  столетия  в

Архангельске,  расписаны  узорами  из  небывалой  красоты  растений.

2. Пользователи  компьютеров  должны  периодически  проводить  профилактику

заражения  системы  различными  вирусами.

3.В  картине  Ф. Васильева «Оттепель»  есть  движение,  неуловимое  ощущение

напряжённости  мгновения.

4.Кто  бы  ни  читал  о  жизни  Якова  Брюсова,  все  поражались  глубине  и  широте

его  познаний  в  самых  разных  областях.

3.В каком  варианте  ответа  в  обоих  словах  на  месте  пропуска  пишется  О?

А. Ож.говый

Б. Ноч.вка

В. Перч.ный

Г. Волч.нок

1)А,Б,Г           2)А,В         3)А,Г           4)Б,Г

4. В  каком  варианте  ответа  указаны   все  цифры,  на  месте  которых  должны  стоять  запятые?

В  организации  внешнего  театрального  действия  Чехов (1)  по  мнению  многих

критиков (2)  отступил  от  канонов  классической   драмы.  Главное  событие  пьесы

(3) казалось (4)  передвинутым   за  сцену.

1)1,2,3,4        2) 1,3        3)3,4         4)1,2

 5.Укажите  предложение, в  котором  нужно  поставить   одну запятую.

1)При  свете  молнии  стали  видны  дома  и  сараи  и  стволы  мокрых  деревьев.

2)Дыхание  осенних  ветров  то  прохватывает  тайгу  болотной  сединой  то  вплетает

в  неё  золотые  и  серебристо-жёлтые  пряди.

3)Зимой  я  ходил  на  охоту  либо  катался  с  ребятами  с  горы  либо  прогуливался

с  ними  на  лыжах.

4) Задолго  до  рассвета  Ильинична  затопила  печь  и  к  утру  уже  выпекла  хлеб

и  насушила  две  сумки  сухарей.

6.Как  объяснить  постановку  двоеточия  в  данном  предложении?

Стекло  всё  шире  входит  в  нашу  жизнь :  оно  в  предметах  быта  и  в  колоннах

метрополитенов,  оно  защищает  наши  квартиры  от  холода  и  становится  эластичной

тканью.

1)Обобщающее  слово  стоит  перед  однородными  членами  предложения.

2)Вторая  часть  сложного бессоюзного  предложения  раскрывает  содержание

того, о  чём  говорится  в  первой  части.

3) Первая   часть  сложного бессоюзного  предложения  указывает  на  условие  того, о

чём  говорится  во  второй  части.

4) Первая   часть  сложного бессоюзного  предложения  указывает  на  время  того,

о  чём  говорится  во  второй  части.

7. В  каком  варианте  ответа  правильно  указаны  все  цифры,  на  месте  которых

в  предложении  должны  стоять  запятые?

Каменные  дорожки (1) извилистые  линии (2)  которых (3) символизируют  поток  энергии (4) приобретают  особое  значение  в  японском  саду.

1) 1,3       2) 1,4       3) 2,3,4         4)2,4

8. В  каком  варианте  ответа  правильно  указаны  все  цифры,  на  месте  которых

в  предложении  должны  стоять  запятые?

Когда  нужно  было  спешить  в  гимназию (1)  Николенька  изо  всех  сил  старался

не   отставать   от  старшего  брата (2) и (3) так  как  тот  всегда двигался  стремительно

(4)   то  первокласснику  часто  приходилось  догонять  его  вприпрыжку.

1) 1,2,4          2)1,2,3,4         3) 1,3        4) 2,4

9. В каком  предложении  придаточную  часть  сложноподчинённого  предложения

нельзя заменить  обособленным  определением,  выраженным  причастным  оборотом?

1)     Пашня  зелёной  чащей  проросла  к  небу,  к  звёздам,  которые  горят  над  землёй  до  рассвета.

2)     А.С.Пушкин – гений,  который  сумел  создать  идеал  нации.

3)     Россия – страна  неслыханных,  богатейших  сокровищ ,  которые  до  времени  таятся  в  её  глухих  недрах.

4)     Дорога  шла  через  заросли  ивняка,  после  которых  начинался  мшаник.

10. Из  предложения  выпишите  все  местоимения.

Иные  юные  стихотворцы  решили, что  «любимцам  богов»  учиться  вовсе  не

обязательно,  что  поэту  высокая  культура  и  глубокие  знания  не  нужны; дело,  мол,

в  том,  чтобы  уметь  чувствовать  и  воспринимать  жизнь  «нутром».

11. Из  предложения  выпишите  словосочетание  со  связью  УПРАВЛЕНИЕ.

Весна  пришла  солнечная,  а  потом  стало  жарко,  и  плащом  я  ни  разу  не

воспользовался.

12.Среди  предложений  найдите  сложное  предложение,  в  которое  входит

односоставное  неопределённо-личное  предложение.  Напишите  его  номер.

1. Весна  пришла  солнечная,  а  потом  стало  жарко,  и  плащом  я  ни  разу  не

воспользовался.    2.Лето  было  жаркое,  осень  сухая.    3.Так  в  первый  год  плащ

мой  провисел  в  гардеробе,  и  каждый  раз,  перебирая  вешалки  и  встречая  плащ,

я  в  копилку  своей  домашней  души  складывал  приятное  чувство  обладания

хорошей  вещью,  очень  полезной  при  общении  с  природой.    4.Потом  в

следующий  год  было  опять  сухо,  и,  когда  вышел  третий  год  сухим,  заговорили

о том,  что  климат  меняется  в  связи  с  особым  расположением  солнечных  пятен.

5.Только  в  четвёртом  году  вышла  сырая  весна,  и  в  конце  апреля,  когда

прилетают   вальдшнепы,  лил  дождь.

13.Среди  предложений  найдите  предложение  с  вводными  словами.  Напишите

номер   этого  предложения.

1. Вспомним  пушкинскую  няню  Арину  Родионовну,  вспомним  бабушку  Максима

Горького…   2.По  всеобщей  молве,  такой  же  необыкновенной  женщиной  была  и

мать   Сергея  Есенина – Татьяна  Фёдоровна.    3. Говорят,  что  не  было  народной

песни,  бытующей  в  Приокском  крае,  которую  не  знала  и  не  пела  бы  Татьяна

Фёдоровна.            4.Она  прекрасно  владела  народным  языком:  крупные

художники  слова   восхищались  её  колоритной  речью.       5.Надо  помнить,  что

в  деревнях  Есенину  приходилось  слышать  передаваемые  из  уст  в  уста  разные

предания.

14.Среди  предложений  найдите  предложение  с  однородным  подчинением

придаточных. Напишите    его  номер.

1.Между  тем  у  меня  была  душа  своя,  и  я  знал  о  ней  с  очень  далёкого

времени, почти  с  детства,  когда  проливал  слёзы  о  том,  что  я  вышел

на  свет  не  такой,  как  все.     2.Мало-помалу  с  годами,  с  десятками  проходящих

лет   я  узнавал  своё  назначение:  оказывалось,  что  быть  не  как  все,  а  как  сам,

и  есть  то  самое  необходимое,  без  чего  моё  существование  было  бы

бессмысленным.      3.И  моё  страстное  желание  присоединиться  ко  всем,  быть,

как  все,  не  может  произойти  иначе,  как  через  раскрытие  в  глазах  всех  себя

самого…      4.И    ещё  прошло  много  времени,  пока  я  понял,  что  желание  быть

как  все  во  мне  было  желанием  любви.         5.И  ещё  совсем  недавно  я  наконец-

то   понял,  что  это  стремление  любить  и  было  действием  души  моей,  и  эта

душа   — это  и  значит  —   любовь.

15.Среди  предложений  найдите  то,  которое  связано  с  предыдущим  с  помощью

личного  местоимения.  Напишите  его  номер.

1. Вспомним  пушкинскую  няню  Арину  Родионовну,  вспомним  бабушку  Максима

Горького…   2.По  всеобщей  молве,  такой  же  необыкновенной  женщиной  была  и

мать   Сергея  Есенина – Татьяна  Фёдоровна.    3. Говорят,  что  не  было  народной

песни,  бытующей  в  Приокском  крае,  которую  не  знала  и  не  пела  бы  Татьяна

Фёдоровна.            4.Она  прекрасно  владела  народным  языком:  крупные

художники  слова   восхищались  её  колоритной  речью.       5.Надо  помнить,  что

в  деревнях  Есенину  приходилось  слышать  передаваемые  из  уст  в  уста  разные

предания.      6. Легендами  окутан  здесь  каждый  приокский  курган.

Вариант-2.

1.Укажите  правильное  продолжение  предложения.

Начав   записывать  слова  в  1829  году,

1) первый  том  словаря  был  опубликован  В.И.Далем  только  спустя  30  лет.

2) работа  над  словарём  потребовала  более  30  лет.

3) к  1860  году  было  собрано  200 000  слов.

4) Даль  смог  подвести  итог  своей  работы  только  через  30  лет.

2.Укажите  предложение с грамматической  ошибкой (с  нарушением  синтаксической  нормы.)

1)Благодаря  труду  реставраторов  мы  можем  любоваться  фресками  Ферапонтова

монастыря.

2)Многие  из  тех,  кто  бывал  в  парке  Михайловского,  поражались  величине

старинных   усадебных  деревьев.

3)Водитель  маршрутного  такси  сказал  вновь  вошедшим  пассажирам,  что  оплатите

проезд.

4)Когда  смотришь  на  памятник  Лермонтову, складывается  впечатление,  что  поэт

оглядывает  любимый  город  и  вспоминает  счастливые  минуты  жизни.

3.В каком  варианте  ответа  в  обоих  словах  на  месте  пропуска  пишется  И?

А. незатейл..вый                    Б. действит..льно

В.подкле..вать (листы)            Г.разве..ть (подозрения)

1)А,В,Г              2)А,В             3)А,Г                 4)Б,Г

4. В  каком  варианте  ответа  указаны   все  цифры,  на  месте  которых  должны  стоять  запятые?

Анатолий  Фёдорович  Кони,  почётный  академик,  знаменитый  юрист,  был (1)как

известно (2)  человеком  большой  доброты.  Он  прощал  окружающим  ошибки  и

слабости,  но (3)  по  воспоминаниям  современников  Кони (4) горе  было  тому,  кто,

беседуя  с  ним,  искажал  или  уродовал  русский  язык.

1)1,2,3,4            2)1,2           3)3,4              4)1,3

5.Укажите  предложение, в  котором  нужно  поставить   одну запятую.

1)Судьбу  Пушкина  можно  назвать  и  отдельной  судьбой  и  судьбой  народной.

2)Звук  то  приближался  и  нарастал  то  слышался  глуше  то  уходил  за  горизонт.

3)Я  люблю  эти  тёмные  ночи  эти  звёзды  и  клёны  и  пруд.

4)Дождь  принимался  гудеть  широко  и  ровно  во  дворе  и  в  саду  и  в  переулке.

6.Как  объяснить  постановку  двоеточия  в  данном  предложении?

Практическая  значимость  орфоэпических  словарей  очень  велика : многочисленные

грубые  ошибки  в  устной  речи  связаны  с  неправильным  произношением  слов.

1)Обобщающее  слово  стоит  перед  однородными  членами.

2) Вторая  часть сложного бессоюзного  предложения  указывает  на  причину  того,

о  чём  говорится  в  первой  части.

3)Первая  часть  сложного бессоюзного  предложения  указывает  на  условие  того,

о  чём  говорится  во  второй  части.

4) Вторая  часть сложного бессоюзного  предложения  указывает  на  следствие  того,

о  чём  говорится  в  первой  части.

7. В  каком  варианте  ответа  правильно  указаны  все  цифры,  на  месте  которых  в  предложении  должны  стоять  запятые?

В  начале  1930  года  ( 1 ) С.М. Бонди  (2) идеи  (3) которого  (4)  позже  осуществились

при  издании  академического  собрания  сочинений  А.С. Пушкина (5) начинает

систематическое  изучение  рукописей  поэта.

1) 1,3,5.               2) 2,4.              3)2,5.                   4) 3,5.

8. В  каком  варианте  ответа  правильно  указаны  все  цифры,  на  месте  которых

в  предложении  должны  стоять  запятые?

Хаджи-Мурат  немного  понимал  по-русски (1) и  (2)  когда  он  чего-то  не  понимал

(3)   то  улыбался  (4)  и  улыбка  его  нравилась  Марье  Васильевне.

1)1,4.                     2)2,3.               3)1,3,4.                    4)1,2,3,4.

9. В каком  предложении  придаточную  часть  сложноподчинённого  предложения

нельзя заменить  обособленным  определением,  выраженным  причастным  оборотом?

1) А.С.Пушкин – это  гений  гуманности, который  во  всём  находил  наивысшие

проявления  человеческих  чувств.

2)Россия – это бесконечные снега, над  которыми  поют  серебряные  метели.

3) А.С.Пушкин  рассказал  Н.В.Гоголю  историю  похождений  некоего  авантюриста,

который  скупал  у  помещиков  крестьян  ради  получения  ссуды  в  опекунском

совете.

4)Новейшая  история – самая  короткая  среди  эпох, которые  выделяются  в  летописи

человечества.

10. Из  предложений  выпишите  все  частицы.

Но ведь игрушка – это не забава. Она  закладывает  в  душу  ребёнка  первоначальные

понятия  добра  и  зла, даёт  яркие образы мира, и от того, какими они будут, часто

зависит формирование нравственных качеств личности.

11. Из  предложения  выпишите  словосочетание  со  связью  согласование.

И нежная  психика  ребёнка  не  справляется – восприятие цвета и звука, запаха и

прикосновения, представление  о  хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

12.Среди  предложений  найдите  сложное  предложение,  в  которое  входит

безличное односоставное  предложение.  Напишите  его  номер.

1. Детская игрушка  во  все  времена  оказывала важное влияние на формирование

души ребёнка.

2.Она воспитывала  терпение  и  осторожность, ловкость и  внимание, ребёнок

неосознанно  получал  представление  о  причинно-следственных отношениях, о сути

человеческих  отношений, сложном устройстве мира.     3.Игрушка – духовный  образ

идеальной жизни, идеального мира, она  утверждает добро и предопределяет

различение добра и зла.     4.Кроме того, игрушка ещё и средство обучения

и даже лечения.     5.Но так ли повезло современному ребёнку, на которого

обрушивается разнообразный  и заманчивый мир игрушек?    6.Конечно, теперь

каждый малыш живёт  в мире, гораздо более ярком и разнообразном чем его сверстник

200, 100 и даже30 лет   назад.    7. В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов,

рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и,

конечно, пестрота игрушек, порой невообразимых цветов и форм.       8.Я уже не говорю

об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью

ракурсов  и  графических решений.       9.Меняются краски, формы, мелькают картинки,

предметы, лица.           10. И нежная  психика  ребёнка  не  справляется – восприятие

цвета и звука, запаха  и  прикосновения, представление  о  хорошем и плохом, добром и

злом деформируются.

13.Среди  предложений  найдите  предложения  с  обособленным  обстоятельством.

Напишите их номера.

1.К огромному   сожалению, современная игрушка по сути своей становится

антиигрушкой:  в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения

мира.       2.Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на

игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка.       3. Черепашки-

Ниндзя, трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют

способность  к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют

накоплению  агрессивных  фантазий, часто реализуемых  ребёнком по отношению

к более слабым.       4.Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован

на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни

моменты  игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.       5.Но ведь

игрушка – это не забава.         6.Она должна создавать  условия для развития,

оставляя  возможность для самостоятельного творчества.

14.Среди  предложений  найдите  сложноподчинённое предложение с

последовательным подчинением  придаточных. Напишите его номер.

1. И нежная  психика  ребёнка  не  справляется – восприятие

цвета и звука, запаха  и  прикосновения, представление  о  хорошем и плохом,

добром и  злом деформируются.         2. К  огромному   сожалению, современная

игрушка по сути своей становится антиигрушкой:  в ней содержится идея

обладания, а не радостного постижения   мира.          3..Психологи хором твердят,      что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка.               4. Черепашки- Ниндзя, трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют  способность  к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют  накоплению  агрессивных  фантазий, часто реализуемых  ребёнком по отношению к более слабым.       5. Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты  игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.       6.Но ведь  игрушка – это не забава.         7.Она должна создавать  условия для развития, оставляя  возможность для самостоятельного творчества.

15.Среди  предложений  найдите  то,  которое  связано  с  предыдущим  с  помощью

личного  местоимения.  Напишите  его  номер.

1.Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок,

неестественностью ракурсов и графических изображений.      2. .Меняются краски,

формы, мелькают картинки, предметы, лица.          3. И нежная  психика  ребёнка  не  справляется – восприятие

цвета и звука, запаха  и  прикосновения, представление  о  хорошем и плохом, добром и

злом деформируются.       4.К  огромному   сожалению, современная

игрушка по сути своей становится антиигрушкой:  в ней содержится идея обладания

, а не радостного постижения   мира.          5..Психологи хором твердят,      что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка.               6.Черепашки- Ниндзя, трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность  к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют  накоплению  агрессивных  фантазий, часто реализуемых  ребёнком по отношению к более слабым.     7.Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты  игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

-1.

1) 1          2) 1          3) 3            4) 4          5) 2           6) 2          7) 2           8) 1            9) 4

10) ИНЫЕ,  В ТОМ               11) ПЛАЩОМ  НЕ  ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ              12) 4

13) 2                    14) 5                 15) 4

В-2.

1)4           2)3          3)2            4)1           5)1         6)2          7)3          8)3           9)2

10)ВЕДЬ, НЕ         11)НЕЖНАЯ  ПСИХИКА        12)5          13)4,6           14)3         15)7

Посмотреть схожие материалы (с ответами, решениями) 

Поделиться…

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести в косвенную, найти фактические ошибки.

Автор: Князева Светлана Васильевна

Уроки русского языка по подготовке к ЕГЭ в 10 классе.

Карты-задания уроков для учащихся, по которым они работают в течение всего урока.

Урок

Тема урока. Роль языка в обществе.

Цель урока: раскрыть связь между происхождением языка и появлением человеческого общества; закрепить навыки правописания безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением (А13), повторить (А12).

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Орфоэпическая работа (А1): расставь ударение

Агент, алфавит, аэропорты, балованный, баловать, балуясь, банты, бороду, брала, бралась, бухгалтерия, верба, верна, вероисповедание, взяла, взялась.

  1. Работа по теме урока

1)Синтаксическая работа: объяснить пунктуацию в приведённых высказываниях о языке.

Язык – первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А.Генис)

Можно объясняться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает другой смысл. (Ж.Ростан )

Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Э.Роттердамский)

— Что объединяет эти высказывания о языке?

— Как вы понимаете второе высказывание? Раскройте его смысл.

— Обоснуйте расстановку знаков препинания.

— Назовите орфограммы в слове ОБЪЯСНЯТЬСЯ, разберите его по составу, сделайте фонетический разбор.

2)Лексическая работа. Дайте толкование слов: язык, посредник, поработить.

3)Работа с текстом №267 стр.140.

4)Работа с текстом №270 стр.147. Выполните задания 1,2 к упражнению.

Вопрос: какие изменения происходят в русском языке наиболее активно, какие, по мнению авторов, лишь ожидаются, а каких трудно что-либо сказать?

Итоги: Что такое язык? Как вы понимаете высказывание К.Д.Ушинского: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории».

Домашнее задание: №269 (пересказ), Сочинение-миниатюра «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»

Готовимся к ЕГЭ

А12. Укажите слово, написание которого определяется правилом:«В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН?»

А) 1)беше_ый Б) 1)коше__ый

2)сорва_ый 2)написа_ы

3)гости_ый (двор) 3)связа_ый

4)ране_ый 4)стари_ый

А13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. Дор_гие, н_речие, т_рмозить;

  2. К_сательная, сбл_жаясь, л_тучий;

  3. Р_месленный, гр_мадный, тр_вянистый;

  4. Рел_гиозный, ож_влять, тр_сина.

Урок №

Тема урока. «Язык каждого народа создан самим народом»

(К.Д.Ушинский)

Цель урока: раскрыть понятия «язык» и «народ»; отработка навыков правописания.

Ход урока

  1. Орфоэпическая работа. Расставь ударения.

Включён, включённый, включим, включишь, влилась, вовремя, ворвалась, восприняла, воссоздала, вручит, гнала, гналась, гражданство, давнишний, дефис.

  1. Пересказ текста №269 (2ч.), составить план второго текста.

  2. Работа по теме урока.

1)Что такое язык?

2)Напишите изложение второго текста №269 по составленному плану (15 мин.)

3)Зачитать изложение.

4. Синтаксическая работа.

Город вдали сверкающий на солнце синие леса окаймляющие берега залива казались мне особенно торжественными.

1)расставьте знаки препинания, произведите полный синтаксический разбор, укажите части речи.

2)определите тип связи в словосочетаниях:

Окаймляющие берега, казались мне, сверкающий вдали, синие леса.

3)морфологически разберите слово сверкающий

4)разберите по морфемам слова: казались, окаймляющие, вдали.

Готовимся к ЕГЭ

А14. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

  1. Не_говорчивый, бе_мятежный, ни_ходящий

  2. Пере_давать, и_подтишка, чере_чур

  3. Зав_южило, в_едливый, объехать

  4. бе_церемонный, во_пылал, в_рыхлить

А10. На месте каких или какой цифры пишется НИ?

Анатоль был н(1) находчив, н(2) быстр и н(3) красноречив, но у него была ценная для света способность спокойствия и н(4)чем н(5) изменяемой уверенности.

1)1, 2, 3, 5; 2)4,5; 3)1,2,3,4; 4)4.

А3. Укажите пример в образовании формы слова.

1)пять апельсинов

2)наиболее решительнее

3)в двухстах метрах

4)на их территории

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Возражая собеседнику,

1)я привёл свои аргументы

2)часто не учитываются законы психологии

3)у нас возникло чувство взаимопонимания

4)ему позвонили

А2. Составьте два предложения, употребив слова памятный и памятливый.

Домашнее задание: подберите афоризмы о языке (3) и выучите их; повторить правописание приставок, ь после шипящих, чередующиеся гласные в корне слова, деепричастие как часть речи.

Урок №

Тема урока. История развития русского языка

Цель урока: дать представление о происхождении языка и истории народы; отработка навыков правописания.

Ход урока

  1. Орфоэпическая работа.( А1) В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

1.красивЕе

2.начАли

3.кОрысть

4.занЯть

2) Проверка домашнего задания.

1.Записать выученные наизусть афоризмы о языке.

2.Пунктуационный разбор двух первых предложений из упр.269(2часть)

3. Опрос по теме предыдущего урока: что такое язык? Раскройте смысл утверждения, что у каждого языка есть своя «картина мира». Приведите примеры. Расскажите о взаимосвязи языка с обществом, культурой.

3)Работа по теме урока

1. Слово учителя.

2.Работа по учебнику упр.267. Прочитайте текст, найдите ответы на поставленные вопросы.

4) Подготовка к ЕГЭ

А2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. Во_стание, ни_провергать, бе_брежный;

  2. Меж_здательский, дез_нфекция, пред_дущий;

  3. Пр_тязание, пр_следовать, пр_дводитель;

  4. Пред_ставить, в_зобновить, п_дробно.

А3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением?

  1. пор_сль, т_мнота, зав_евание;

  2. кр_пива, прик_саться, ист_на;

  3. ф_олетовый, уд_вительно, раздр_бление;

  4. за_вление, восх_ждение, прит_жение.

А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. он расцвета_т, слыш_мая;

  2. он надева_т, выбира_мый;

  3. он задерж_т, сопровожда_мый;

  4. он распил_т, чита_мая.

А5. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

  1. Мы то(же) много раз ездили во Францию, (по)этому хорошо знаем Париж.

  2. (В) течение нескольких лет писатель мучительно думал о том, что(бы) сделать для облегчения жизни крестьян.

  3. Что(бы) ни произошло, я тебя буду ждать, (по)этому ты приезжай.

  4. (По)скольку поезд опаздывал, мы решили, так(же) как и вчера, погулять по набережной.

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предло- жении должны стоять запятые?

Звенела(1) качаясь в тени столбиками(2) мошкара(3) обжигающая тело укусами(4) и нестерпимо надоедливая.

1)2,3; 2)1,2,3; 3)2,3,4; 4)1,2,3,4.

Выписать из данного предложения словосочетания: согласование, управление, примыкание.

5)Домашнее задание: знать три периода истории русского языка, упр.267 (1,2,3) + чередующиеся гласные в корне слова повторить.

Урок №

Тема урока. Периоды в истории развития русского языка

Цель урока: расширить знания о трёх периодах развития языка; отработка орфографических и пунктуационных навыков.

Ход урока

  1. Орфоэпическая работа. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. кУхонный

  2. пОдовый (хлеб)

  3. тортЫ

  4. плесневЕть

2)Проверка домашнего задания: рассказать о происхождении, распространении и развитии языка, задания №2-3 на доске.

3)Работа по теме урока.

1.Самостоятельно изучить тему и ответить на вопросы:

— назовите три периода истории развития русского языка;

-какие события предшествовали началу второго периода в истории русского языка?

— в каком веке возникает письменность?

— какие произведения литературы относятся к первому периоду в истории развития русского языка?

2.Работа с №270. Прочитать, определить основную мысль текста. Докажите, что текст написан по современным нормам.

4)Синтаксическая работа: разбери предложение, подпишите части речи, выпиши словосочетания с различными видами связи (знаки препинания не расставлены)

Рядом с тобой всегда люди и даже если тебе очень одиноко ты не сомневайся в том что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

Укажи способ образования слов: кто-то, одиноко.

5)Орфографическая разминка: составить словарный диктант «Гласная в чередующихся корнях» (15-20 слов)

6)Готовимся к ЕГЭ

А1.В каком ряду во всех словах пишется НН?

  1. Взволнова_ый голос, сочинение провере_о, мясо варе_ое;

  2. Собра_ый урожай, девушка взволнова_а, безветре_ый день;

  3. Глиня_ыйй обрыв, коше_ый луг, карма_ые часы;

  4. Деревя_ый дом, спута_ый ответ, пчели_ый укус.

А2.Укажите верное объяснение выделенного слова

Терпкий запах коше_ых трав разлит в тёплом летнем воздухе.

  1. Пишутся НН, так как это причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида.

  2. Пишется Н, так как это слово образовано от глагола несовершенного вида и не имеет зависимых слов.

  3. Пишется Н, так как это краткое причастие.

  4. Пишутся НН, так как это причастие, имеющее зависимое слово ТРАВ.

А3.В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

  1. О потерявш_мся предмет_, предстоящ_й встреч_й;

  2. Об общ_м собрани_, о несостоявш_йся встреч_;

  3. О неподобающ_м поведени_, о нагоревш_й свеч_;

  4. Об исчезнувш_й фаун_, в проявивш_мся умени_.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Читая воспоминания о Толстом,

  1. моё мнение о нём изменилось.

  2. книга оставила приятное впечатление.

  3. у меня возникло желание съездить в Ясную Поляну.

  4. понимаешь его величие как писателя и человека.

А5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Дымком потянуло от пашен ( ) и запахло прохладой лесной.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложное предложение, запятая перед союзом И запятая нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

7)Домашнее задание: подготовить рассказ о возникновении языка; повторить правописание НЕ с различными частями речи.

Урок №

Тема: Осложнения простого предложения. Трудные случаи согласования подлежащего со сказуемым.

Ход урока

  1. Повторение заданий ЕГЭ:

А15. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

  1. Ла_щие собаки, крестьяне кос_т

  2. Езд_щий верхом, дачники пол_т (сорняки)

  3. Пастухи гон_т стадо, верт_щий обруч

  4. Девушки нос_т, бор_щийся за свободу.

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. увид_вший

Б. отта_вать

В. Вдумч_вый

Г. горош_к

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Н(1) на площади, н(2) в домах, н(3) на улицах поблизости н(4) требовалось н(5)какого света.

  1. 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2, 3; 3) 1, 2, 3, 5; 4) 1, 2, 3, 4, 5.

  1. Работа над темой.

  1. Тире в простых и сложных предложенияхсстр.140(6), стр.141 (9,11)

  2. Осложнения в простом предложении (стр.110), (стр120)

А) обособление определений

Б) обособление обстоятельств

Г) обособление приложений

Д) обособление уточняющих членов предложения

Е) вводные слова и предложения

Ж) однородные члены

Дома: упр.

Урок №

Тема урока: Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.

Ход урока

  1. Повторение темы «Имя существительное» + орфограммы существительного.

  2. Повторение А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

1. В небе неподвижно стояли ястребы(1) распластав свои крылья(2) и (3) устремив (4) глаза свои в траву.

  1. 1, 2, 3, 4; 2) 2, 3; 3) 1; 4) 3, 4.

2. Испуганный (1) шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня колечками уздечки и (4) тревожно всхрапывая.

  1. 1,2,3,4; 2) 2,3; 3) 2,3,4; 4) 3,4.

3.Обрадованные такими приятными надеждами(1) мы весело пошли гулять(2) и бегать сначала по двору(3) а потом(4) и по саду.

  1. 1,2,3; 2) 1,3,4; 3) 3,4; 4) 1, 3.

  2. Паруса(1) уже наполненные ветром(2) и (3) готовые к полёту(4) звенели(5) натянутой тетивой.

  1. 1,2,4; 2) 1,4; 3) 2,3,4; 4) 1,4,5.

А26(1)

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Событие, о котором пойдёт речь, стало уже легендой.

  2. Три тополя, которые когда-то посадили на краю поля, превратились в огромных великанов.

  3. Он заметил в банках с водой на окнах букета белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих тучных и длинных стеблях.

  4. Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

А26(2)

  1. В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.

  2. Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.

  3. Я вижу звёзды, которые так сильно светятся на чёрно-синем болгарском небе.

  4. Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.

Урок №

Тема урока: Анализ синтаксической конструкции и средств выразительности

(1)Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. (2)В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех. (3)Метель к вечеру расходилась еще сильнее. (4)Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. (5)Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой…

(6)Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался с невольной тревогой. (7)Вот точно вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло глубоко, прерывисто, печально. (8)Вот заходили и заскрипели где-то далеко высохшие половицы под чьими-то тяжёлыми и бесшумными шагами. (9)Чудится мне затем, что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто-то осторожно и настойчиво нажимает на дверную ручку и потом, внезапно разъярившись, мчится по всему дому, бешено потрясая всеми ставнями и дверьми, или, забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая всё выше, то всё тоньше свой голос до жалобного визга, то опуская его вниз, до звериного рычания. (10)Порой бог весть откуда врывался этот страшный гость и мою комнату, пробегал внезапным холодком у меня по спине и колебал пламя лампы, тускло светившейся зелёным бумажным, обгоревшим сверху абажуром.

1) Определите стиль текста.

2)Назовите два основных тропа, которые используются в данном тексте для создания образа и усиления выразительности речи.

3) Вставьте пропущенные слова в следующее суждение.

При помощи _____________ рисуются детали общей картины, показывается динамика действий, образуются ряды эпитетов, позволяющих создать целую гамму красок, звуков, ощущений.

4)Напишите номера предложений с анафорой.

5)Из 1-5 предложений выпишите существительные со значением действия-состояния.

6)Укажите номера предложений, где для создания образа используются экспрессивные возможности неопределённых местоимений.

7)Укажите номер предложения, где для усиления контраста используются контекстуальные антонимы.

8)Найдите в тексте перифразы к существительному ветер.

9)Выпишите из текста фразеологизм.

10)Напишите номер предложения, где используется метонимия.

Урок №

Тема урока. Функциональные стили речи: особенности, назначение сфера использования.

Цели урока: повторение и обобщение знаний о стилях речи.

Ход урока.

1)Орфоэпическая работа (А2). Проверка слов на а, б, в. Запись новых слов на в, г. (на экран выведены слова)

2)Теория: как определять стиль.

Чтобы определить стиль, вспомним такое понятие, как речевая ситуация (о чём? где? с кем? зачем говорят?) Правильные ответы на эти вопросы помогут определить, где этот текст может быть использован: в средствах массовой информации с целью воздействия на аудиторию (публицистика); в художественном произведении, в учебнике или научной монографии.

Сфера применения, задачи, типы речи, лексические особенности – ведущие стилевые черты. Определяя стиль предложенного текста, мы опираемся на речевую ситуацию, на тему и цель высказывания. Затем ищем в тексте того или иного стиля: лексические, морфологические, синтаксические – и на основании этого делаем вывод о стилевой принадлежности текста.

3)Повторение стилей речи (сообщения учащихся)

1.Разговорный

2.Официально-деловой

3. Публицистический

4.Научный

5.Художественный

4)Практикум. Прочитайте текст и определите его стиль и тип.

Лунный блик

(1)Ночью впереди теплохода, на гладкой поверхности воды, росчерком играл лунный блик. (2)Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

(3)Верилось, что с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа.

(4)Но проходили минуты, прошёл час, другой, а отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряжённо работающую машину.

(5)И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Игра лунного блика на воде чем-то похожа на человеческую жизнь.

  2. Смысл жизни легко разгадать, наблюдая за игрой лунных бликов на воде.

  3. Ночная игра лунных бликов на воде – источник наслаждения и восхищения.

  4. Разгадать вечную загадку бытия – постичь смысл человеческой жизни.

А29.Определить стиль текста, обосновать свою точку зрения.

А)сфера употребления, б)цель текста, в) особенности: лексические, морфологические, синтаксические.

Определяя тип текста, следует основные особенности всех типов.

5)Типы текстов(сообщение учащихся, если не знают, то записать стр.

1.Описание; 2.повествование; 3. Рассуждение.

Описание: тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов. Объект описания определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет.

Повествование: тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.

Рассуждение: тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждения являются аргументы(доказательства).

6)Задание на дом: выучить типы и стили, словарные слова учить.

7)Синтаксическая работа: объяснить все знаки препинания в данном тексте, определить тип связи (играл росчерком, смысл её, что-то похожее, сомнёт её, работающую напряжённо, бежал опережая, работающую машину).

Стиль – художественный, тип- размышление (эссе).

Урок №

Тема урока. Функциональные стили речи: особенности, назначение, сфера использования.

Цель урока: повторение и обобщение сведений о стилях речи.

Ход урока

1)Орфоэпическая работа (А2). Проверка слов на В, Г. Запись новых слов на Д.

2)Опрос письменно: стили речи, типы текста.

3)Практикум.

1.Определите стиль и тип текста №1.

Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности затруднений во взаимоотношении. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.

  1. Научно-популярный, повествование 2)Публицистический, рассуждение

3)Публицистический, повествование 4)Научный, описание.

Текст №2

Любовь к отечеству может быть физическая, нравственная и политическая.

Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, а пленительными воспоминаниями, окружающими утро и колыбель человечества. В свете нет милее жизни; она есть первое счастье. А начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть.

Само расположение нервов, образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине. Даже всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется.

(Н.Карамзин)

1) публицистический, повествование; 2) публицистический, рассуждение;

3) разговорный, описание; 4)научный, повествование.

Текст №3

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не раскалённое, как во время знойной засухи, не багровое, как перед бурей, — мирно всплывает над узкой и длинной тучей. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разливавшейся реке, обтекающей их прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места.

(И.С.Тургенев)

1) художественный, повествование 2) публицистический, рассуждение

3) художественный, описание 4) научный, описание

4) Повторение

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)рота солдатов; 2)чудеснейший; 3)две девятых; 4)много яблок.

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Н(1) на площади, н(2) в домах, н(3) на улицах поблизости н(4) требовалось больше н(5)какого света.

1)1,2,3,4; 2)1,2,3,5; 3)1,2,3; 4)1,2,3,4,5;

А18. В каком предложении оба слова пишутся слитно?

  1. Я прищурился, что(бы) рассмотреть, что(бы) такое могло лежать на полу.

  2. Мы все проснулись от(того), что кто-то барабанил в дверь, и(так) испугались, что не решались открыть.

  3. По(тому) вы говорите , видно, что вы не понимаете от(чего) отказываетесь.

  4. В(следствие) происшествия пришлось срочно уехать, при(чём) билеты удалось купить в последнюю минуту.

В3. Выпишите из предложения №1 текста №3 подчинительные словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.

Дома: к элективному повторить имя сущ. и прилаг. и все орфограммы этих частей речи; к русскому выучить официально-деловой стиль. Повторить однородные члены предложения к элективному.

Д/З. Упр

Урок №

Тема урока: Особенности публицистического стиля.

Цель урока: обобщить и углубить знания по теме, закрепление навыков правописания.

Ход урока

1)Расставить ударение (слова на а-г)

2)Запись новых слов (д-е)

Давнишний, дефис, диспансер, добела, добрала, добралась, довезённый, доверху, договорённость, дождалась, дозвонится, дозвонятся, дозировать, докрасна, документ, донельзя, донизу, досуг, досуха, еретик.

3)Работа над стилями речи.

1. Составить схему стилей речи.

2. Рассказ о публицистическом стиле:

А)Сфера употребления, б)задачи стиля: в)стилевые черты, г)языковые средства, д)жанры. (сстр.67)

3. Анализ текста (упр 385 (1).

4). Синтаксическая работа.

Мне нравились её глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки(4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр(6) что как-то особенно приятно было встречаться с ним.

1)1,2,3,4,5,6; 2)2,3,4,6; 3)1,2,4,5,6; 4)1,2,4,6.

А) сделать схему предложения и письменно разбор.

Б) указать тип подчинительной связи: её глаза; нравились глаза; около этих глаз; особенно приятно; встречаться с ним, нравились мне.

Г) Сделать морфологический разбор слов: простодушен и морщинки.

5)Повторение частей речи и орфограмм имени существительного и прилагательного.

(словарная диктовка)

6)Дома: публицистический стиль, глагол, причастие.

Урок №

Тема: Публицистический стиль: особенности, назначение; повторение А1, А2, А3, А12, А13.

Цель урока: повторение стилей речи, подготовка к ЕГЭ.

Ход урока.

1)Орфоэпическая работа А1 (тесты)

2)Лексические нормы А2

А2(1) В каком предложении вместо слова одевать нужно употребить слово надевать?

  1. Одевать годовалого малыша было легко.

  2. Врачи рекомендуют одевать ребёнка для прогулки в соответствии с погодой.

  3. Отправляясь на отдых, хозяева покидали дом, слуги одевали на мебель чехлы.

  4. «Оденьте меня»,- капризничала Маша.

А2(2) В каком предложении вместо слова нестерпимый нужно употреблять слово нетерпимый?

  1. Уже которую неделю на улице стоит нестерпимая жара.

  2. Нестерпимая духота в каютах корабля заставила пассажиров на палубу.

  3. Нужно создать нестерпимое отношение к нарушителям порядка.

  4. Нестерпимая боль путала сознание, вынуждала лежать неподвижно.

А2(3)В каком предложении вместо слова гарантированный нужно употреблять слово гарантийный?

  1. Популярность певца всегда обеспечивала ему гарантированный успех.

  2. Поломавшийся телевизор мы отнесли в гарантированную мастерскую.

  3. Без гарантированного дохода человек не может себя чувствовать уверенно.

  4. В стране должны быть гарантированные условия труда.

А2(4)В каком предложении уместно использовать выражение КАК БЫ (вместо многоточия)?

  1. Я учусь в лицее ….. и собираюсь поступать в МГУ.

  2. Скоро ….. откроется книжная ярмарка.

  3. Мои одноклассники ….. предпочитают лёгкую музыку.

  4. Журналист …. невзначай упомянул имя известного писателя.

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

1.Свяще(1)ая обяза(2)ость наших соотечестве(3)иков — в самые студё(4)ые политические годы помнить о своём великом назначении.

1)3,4; 2)1,3,4; 3)1,2,3; 4)1,2.

2.Материальная обеспече(1)ость, лишние карма(2)ые деньги, неограниче(3)ые возможности и запросы этого раскова(4)ого молодого человека сыграли с ним плохую шутку.

1)1,2,3,4; 2)2,3,4; 3)1,2,3; 4)3,4.

3.Одним из аморальных принципов, подмече(1)ых и разоблачё(2)ых ещё Ф.М.Достоевским, является принцип «Всё дозволе(3)о».

1)1,2,3; 2)2,3,4; 3)1,2; 4)1,3.

4.Утро было безветре(1)о и румя(2)о, деревья, припороше(3)ые инеем, торжестве(4)о сияли в лучах утре(5)его солнца.

1)3. 4,5; 2)1,3,4; 3)1,3,4,5; 4)2,3,4,5.

А13(1) В каком ряду во всех словах пропущенные гласные корня нельзя проверить ударением?

  1. кн_гиня, ижд_вениец, пл_вник;

  2. к_вычки, за_вить, ум_лять (достоинства);

  3. к_лбаса, п_стила, предл_жение;

  4. б_стион, зав_нтить, в_нтиляция.

А13(2) в каком ряду пропущена безударная проверяемая ударением?

  1. сп_ши на урок, бл_ндин, об_жал малыша;

  2. з_ря, посв_тить ст_хотворение;

  3. р_птание, запл_тить долг, поз_лоченный;

  4. ум_лять о пощаде, зам_рять, д_льфин.

А13(3) В каком ряду пропущена безударная проверяемая гласная корня слова?

  1. ум_рать, с_бака, в_сна;

  2. прим_рение, пл_вец, л_кторий;

  3. б_лизна, обл_котиться, п_ровать;

  4. зач_рованный, обл_ниться, кар_мель.

А20. Синтаксическая работа: расставить знаки препинания, объяснить их, выписать по два словосочетания с разными видами связи.

Увидев меня у иконописца и желая узнать подробности его малоизвестного искусства этот грустный мечтатель уединённый в самого себя очень обрадовался

Урок №

Тема: Жанры публицистического стиля.

Цель урока: повторение жанров; подготовка к ЕГЭ.

Ход урока.

1)Запись новых слов (на ж-з-и)

2) Орфоэпическая работа (тесты)

3)Синтаксическая работа А19.

А19(1) Укажите правильное объяснение пунктуации.

Дымком потянуло от пашен ( )и запахло прохладой лесной.

  1. Сложное предложение, запятая перед И не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзои И запятая не нужна.

  3. Сложное предложение, запятая перед И нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, запятая перед И нужна.

А19(2) Укажи правильное объяснение пунктуации.

Нет оправдания хамству ( ) и только наша активная жизненная позиция поможет искоренить это отвратительное явление.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложносочинённое предложение, перед И запятая нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед И запятая нужна.

Задания: дать характеристику предложению, определить вид сказуемого, выписать по одному словосочетанию с разными видами связи.

4)Орфографическая работа: А14, А15, А16.

А14. Правописание приставок, Ъ и Ь.

А15. Личные окончания глаголов, суффиксы причастий.

А16. Правописание суффиксов прилагательных.

5)Работа с учебником: 1)устный опрос; 2)работа с текстом упр. №.

Дома: причастие, глагол, деепричастие.

Урок №

Тема урока: Орфограммы в корне слова; типы сказуемых, подлежащее.

Цель урока: повторение и обобщение изученного.

Ход урока

  1. Орфоэпическая работа. Расставьте ударение

  2. Повторение орфограмм в корне слова

1.Безударные гласные, проверяемые ударением

2.Чередующиеся гласные

3.Сомнительные согласные

4.Непроизносиме согласные

5.О-Ё-Е в корне слова после шипящих

6.Ы-И в корне слова после Ц

7. Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением

3) Синтаксическая работа. Перед домом на мраморных столбах стояли два блестящих мраморных шара.

1.Разобрать предложение, выписать словосочетания всех типов, указав главное слово

2.Рассказать о подлежащем.

3.Рассказать о типах сказуемого.

4) Тесты: определить подлежащее и сказуемое (8класс)

Дома: выучить орфограммы, которые повторили на уроке + грамматическая основа

В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня слова, проверяемая ударением?

А1.

  1. Р_стовщик, т_жёлый, спл_тить;

  2. Отт_чить, напр_гаться, насл_ждаться;

  3. Обн_мать, экз_менатор, пост_янный;

  4. Ут_шение, г_сударство, соч_нение.

А2.

  1. Зак_номерно, прик_сновение, сл_боватый;

  2. Сл_паться, подм_гнуть, отд_ление;

  3. Поб_режье, разг_реться, ар_мат;

  4. Соед_нить, апт_мист, изм_нения.

А3.

  1. Выр_стить, неподр_жаемый, предст_вление;

  2. Безобл_чный, г_ревать, обг_реть;

  3. К_сательная, сов_ршенство, подн_мать;

  4. Цв_тной, сомн_ваться, провозгл_шённый.

А4.

  1. Раздр_знить, пон_мание, тр_вянистый;

  2. Ур_ганный, ср_щение, осл_жнить;

  3. В_жатый, уг_сающий, разг_дать;

  4. П_лезный, уг_ревший, иск_жение.

А5.

  1. Т_рговать, отт_ржение, т_ржествовать;

  2. Нар_диться, пост_раться, г_релка;

  3. Прод_лжение, зам_реть, в_ранда;

  4. Укр_щение, ум_лкать, гр_жданский.

Урок №

Тема урока: Повторение орфографии

Ход урока

  1. Синтаксическая работа: разобрать предложение, выписать словосочетания(различных видов), указать тип сказуемого

Лениво поворачивалось мельничное колесо, почернелое от времени, набирая в коробки сонно журчащую воду.

(повест., невоскл., прост., двусост., полное, распростр., осложнено прич. и дееприч. оборот.)

Согласов. , управл, примык.- записать словосочетания

  1. Устный опрос: рассказать о подлежащем и сказуемом(о видах сказуемого)

  2. Орфография

1.Орфограммы в приставках: приставки на з и с, пре и при, гласная после приставок на согласную (устно рассказать)

Объяснительный диктант: Бесшумный, восстание, сбить, бесчисленный, безграничный, сделать, здешний, сжечь, прибрежный, прехорошенький, привинтить, преградить, премудрый, прибывать в школу, пребывать в школе, приоткрыть дверь, претворить мечту в жизнь, сверхинтересный, подыграть, предыстория, контригра, подытожить.

2. О, Е,Ё после шипящих: Тихий шёпот, мелкий крыжовник, слышу шорох, густая чёлка, алычовый компот, медвежонок, крепкий крючок, с врачом, с мячом, течёт ручей, стережёт дом, печёный пирог, решённый пример, вооружённый воин, горячо.

3. Спряжение глагола самостоятельно упр №34 стр.34(обозначьте спряжение)

4. Подготовка к ГИА: упр 22 самостоятельно

Дома: упр. 49 письменно, упр.50 устно.


Аннотация:

Центральное звено второй части экзаменационной работы по русскому языку — это работа с тестом. На его основе строятся тестовые задания разного типа. Данная разработка включает упражнения ,проверяющие не только орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и умение работать с тестом.Это задания, связанные с характеристикой текста как продукта речевой деятельности.Упражнения, направленные на закрепление различных средств связи в тексте.Упражнения , связанные с разноаспектным анализом текста.

Целевая аудитория: для 11 класса

Автор: Гордеева Ольга Николаевна
Место работы: ГБОУ СОШ № 523 г.Москва ЮЗАО
Добавил: Берёзовая

Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!

Всего комментариев: 2

Физкультминутки

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления презентации на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 — 2022 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 10 класс и другие
полезные материалы для учителя русского языка, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

Показывать


Подготовка к ЕГЭ


Русский язык


10 класс


Все учебники


10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

Алгоритм для работы с аргументом в сочинении

Подготовка к ЕГЭ 10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

В данном документе приводится алгоритм в виде схемы по оформлению аргументов в сочинении по русскому языку или литературе.

23.03.2017, Кадырова Эльмира Маратовна

10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

МАСТЕР-КЛАСС ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Подготовка к ЕГЭ 10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного…

18.09.2016, Кудрявцева Светлана Вячеславовна

10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ

10 класс русский язык упражнения для подготовки к егэ