19 октября пушкин анализ егэ

Автор na5club на чтение 4 мин. опубликовано 20.04.2020 в то время, когда поэт пребывал в ссылках, он не прекращал писать

Автор na5club На чтение 4 мин. Опубликовано 20.04.2020

В то время, когда поэт пребывал в ссылках, он не прекращал писать свои произведения. Однако они выделялись на фоне всего его творчества. Можно заметить, что последние стихотворения наполнены грустью и надеждой на счастливое будущее. Так получилось и с очередным произведением Пушкина «19 октября». Анализ стихотворения поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе. А цитатная характеристика более по́лно опишет каждый образ из произведения.

История создания

Александр Пушкин стал одним из первых учеников, который выпустился из Царскосельского Лицея, куда поступил 19 октября 1811 года. В нём учились только избранные люди, которые отличались своими достижениями. Все лицеисты были дружны и договорились, что после выпуска из лицея они будут собираться каждое 19 октября.

К сожалению, в 1825 году Пушкин пребывал в ссылке и не мог встретиться со своими товарищами. Именно этим событиям автор посвятил своё произведение «19 октября». Стихотворение было передано бывшим лицеистам и зачитано в их дружеском кругу. Также произведение с аналогичным названием было написано автором в 1827 году.

Тема и проблематика

Основной темой стихотворения становятся воспоминания самого́ поэта о лицейской жизни и дружбе. На переднем плане произведения находится лирический герой, который является точной копией самого́ Пушкина, так как стих содержит автобиографию поэта. В самом начале произведения Александр Сергеевич описывает осенний пейзаж, который ассоциируется у него с ежегодной встречей бывших лицеистов.

Пушкин грустит

Герою становится грустно от мысли, что он не сможет в очередной раз встретиться с лицеистами и вспоминать с ними счастливые годы, проведённые в Царскосельском лицее. Пушкин уверен, что пока он сидит в одиночестве, где-то на Неве о нём вспоминают старые товарищи. Поэт переживает о том, все ли смогли прийти на встречу.

В следующих строках автор начинает вспоминать каждого своего друга. Сначала он решил описать тех, кто точно не смог прийти на встречу. Однако имён он их не упоминает, а только описывает при помощи разнообразных метафор.

Чтобы понять, кого именно имеет ввиду поэт, анализа одного произведения будет недостаточно. Стоит прочитать биографию Александра Сергеевича и его старых товарищей.

В нескольких восьмистишиях автор описывает лицеистов, которые рисковали собой, но приезжали навестить его, когда тот был в ссылке в Михайловском: Пущин, Горчаков, Дельвиг и Кюхельберг. Образ каждого из них вызывает у поэта тёплые воспоминания. Он детально описывает товарищей, но особое внимание уделяет их достижениям.

Последние строфы были определены под лицей и царя. Однако даже в эти восхваления поэт смог добавить свойственную для него колкость. Последние строки произведения отображают мысли автора. Он с грустью думает, что через несколько лет на встречу сможет прийти только кто-нибудь один.

Александр Сергеевич своим стихотворением пытается показать читателю, что настоящая дружба никогда не боится расставания и каких-то преград.

Композиция и жанр

Стихотворение Пушкина написано в привычной для него литературной форме. Произведение можно разделить на смысловые части:

  • Обращение ко всем бывшим лицеистам;
  • Обращение к товарищам, с которыми у поэта была дружеская связь;
  • Восхваление царя и лицея;
  • Мысли автора, какими в будущем будут встречи товарищей-лицеистов.

Жанр — послание, так как стихотворение является обращением поэта к товарищам. Однако также присутствуют элементы оды и элегии. Само произведение разделено на 19 строф, что является очень символичным и перекликается с названием.

Средства художественной выразительности

Чтобы в полной мере передать все свои чувства и эмоции, поэт использует большое количество средств художественной выразительности. В произведении есть такие тропы:

  • Метафоры — «роняет лес багряный свой убор», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»;
  • Эпитеты — «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец»;
  • Сравнения — «для всех чужой, как сирота бездомный», «он как душа неразделим и вечен»;

Стих Пушкина «19 октября»

Разбор стихотворения Александра Сергеевича Пушкина даёт кратко понять читателю, что испытывал поэт в ссылке. Автор описывает друзей, свои годы в лицее, свои переживания по поводу того, что он не смог попасть на ежегодную встречу с товарищами-лицеистами.

19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев.

По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.

Эти ежегодные встречи стали доброй традицией.

Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение “19 октября” , которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.

Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией. Композиционно “19 октября” состоит из двух частей: минорной и мажорной.

Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. “19 октября” – не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает

печаль и одиночество автора. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.

Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции. Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в “священный союз”, разрушить который никто не в состоянии.

Пушкин сообщает, что новые друзья оказались “ложными”. Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.

Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что “пока еще мы тут”, и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве.

Окончание стихотворения полностью противоположно его началу. Автор говорит, что провел этот день “без горя и забот”.

“19 октября” написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. “Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен”, – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов.

Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: “друзья мои”, “несчастный друг”, “мой брат родной по музе, по судьбам”, “мой запоздалый друг” и прочие.

Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: “Кто не пришел? Кого меж вами нет?”, “Еще кого не досчитались вы?” Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.

“19 октября” стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея.

Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество.

Поэтому наряду с “лицейским братством” в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших “юность нашу”, и даже царя за то, что тот основал Лицей.

Многие строки из этого замечательного стихотворения стали крылатыми: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”, “Служенье муз не терпит суеты”, “Пируйте же, пока еще мы тут!”

Богатство мыслей и чувств, музыкальность построения, особая теплота и одновременно философская глубина поставили “19 октября” в ряд настоящих шедевров русской литературы.

Loading…

19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России.

Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев. По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.

Эти ежегодные встречи стали доброй традицией. Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября» , которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.

Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией. Композиционно «19 октября» состоит из двух частей: минорной и мажорной.

Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» — не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает печаль и одиночество автора. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.

Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции. Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в «священный союз», разрушить который никто не в состоянии.

Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными». Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.

Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут», и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве. Окончание стихотворения полностью противоположно его началу.

Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот».

«19 октября» написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. «Он, как душа, неразделим и вечен — неколебим, свободен и беспечен», — такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов.

Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои», «несчастный друг», «мой брат родной по музе, по судьбам», «мой запоздалый друг» и прочие.

Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?», «Еще кого не досчитались вы?» Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.

«19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными.

В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество.

Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу», и даже царя за то, что тот основал Лицей.

Многие строки из этого замечательного стихотворения стали крылатыми: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Служенье муз не терпит суеты», «Пируйте же, пока еще мы тут!»

Богатство мыслей и чувств, музыкальность построения, особая теплота и одновременно философская глубина поставили «19 октября» в ряд настоящих шедевров русской литературы.

В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности.

Стоит отметить, что эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру. В 1825 году Пушкин, сосланный за неуважение к царю и вольнодумство в родовое поместье Михайловское, не смог присутствовать на встрече выпускников,

однако прислал своим друзьям стихотворное письмо, которое было торжественно зачитано присутствующим. К этому моменту Александр Пушкин уже снискал славу одного из самых талантливых и дерзких поэтов современности.

Тем не менее, это не помешало ему с глубоким уважением относится к друзьям, которые хоть и не стали выдающимися поэтами, но, несомненно, обладали блестящими литературными способностями. Вспоминая тех, с кем на протяжении шести лет пришлось делить все радости и горести, поэт в стихотворении «19 октября 1825» с сожалением отмечает, что многих верных товарищей уже нет в живых. Другие же по различным причинам не смогли присоединиться к тем, кто в этот день пирует «на берегах Невы».

Но этому есть веские оправдания, так как судьба нередко преподносит своим баловням сюрпризы, которые нужно воспринимать если не с благодарностью, то хотя бы с пониманием.

Поэт отмечает, что в этот вечер он пьет один, отдавая дань уважения своим друзьям, которых по-прежнему любит и помнит, и которые платят ему взаимностью. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», — восклицает автор, утверждая, что никакие повороты судьбы не способны разрушить ту душевную близость, которая возникла когда-то между лицеистами и сохранилась на долгие годы. При этом Пушкин благодарить своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в изгнании. «Троих из вас, друзей моей души, я обнял здесь», — пишет поэт. Именно эти встречи с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом заставили поэта более философски воспринимать удары судьбы и не отказываться от своего призвания.

И бесконечные беседы с друзьями натолкнули Пушкина на мысль о том, что «служенье муз не терпит суеты». Поэтому к своему вынужденному заточению поэт стал относиться с определенной долей иронии и благодарности, так как получил великолепную возможность посвятить все свое время творчеству и переосмыслению жизни. Именно в Михайловском Пушкиным было создано множество великолепных произведений, которые сегодня по праву считаются классикой русской литературы.

Обращаясь к друзьям-лицеистам, поэт предсказывает, что ровно через год он вновь поднимет вместе с ними бокал с вином, чтобы отметить столь памятную дату. Это пророчество действительно сбывается. Равно как фразы о том, что в следующий раз за одним столом соберется гораздо меньше выпускников, становятся вещими. Буквально через два месяца после написания стихотворения «19 октября 1825» произойдет восстание декабристов, которое круто изменить жизнь многих друзей поэта.

Словно бы предчувствуя это, Пушкин обращается к тем, кому суждено отправиться в ссылку и на каторгу, с напутствием вспомнить «нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой». По мнению поэта, эта «печальная отрада» позволит тем, кого не будет рядом, мысленно поднять бокалы и провозгласить традиционный тост за непоколебимую мужскую дружбу. И хотя бы один день провести в ладу и гармонии с этим жестоким миром «как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».

Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин получал образование в Царскосельском лицее, в котором провел лучшие годы жизни и приобрел настоящих друзей на всю жизнь. Воспоминания о тех годах, которые юный Пушкин провел в Царском Селе, поэт часто отображал в своих стихотворениях. Стоит сказать, что творец современного русского языка в свое время был не самым блестящим лицеистом. Посвятив учебе шесть лет в 1817 году Пушкин, вместе с друзьями завершает учебу. В честь этого 19 октября состоялся бал. Тогда друзья дали обещание собираться вместе каждое 19 октября в память о проведенных вместе годах, чтобы предаваться воспоминаниям.

Верные своему слову лицеисты исправно собирались вместе ежегодно. Шли годы, у каждого из них был свой путь, который так или иначе их разделял. Пушкин, признанный вольнодумцем был сослан в Михайловское – свое семейное поместье и в 1825 не смог прибыть на общее собрание 19 октября. Но он отравил в Петербург свое стихотворение «19 октября», которое посвящал своим друзьям. Произведение зачитали собравшимся, и каждый почувствовал присутствие Пушкина. Поэт очень уважал своих друзей, которые на самом деле не могли сравниться с ним талантом, не смотря на свои значительные успехи на литературном поприще.

Обращаясь к друзьям в стихотворении, Пушкин спрашивает о тех, кого нет на встрече, кого они утратили. Действительно, к тому времени, не смотря на молодость, многих выпускников не было в живых, кто-то как Пушкин не смог прибыть на «берега Невы», чтобы встретиться с друзьями. При этом автор полагает, что все повороты судьбы нужно понимать или хотя бы спокойно к ним относится, так как не всегда можно постичь ее секреты. Пушкин говорит о том, что сейчас он в одиночестве, но все же берется за бокал с вином, он чтит своих друзей, но в его голосе нет грусти. Никакие преграды не способны разрушить духовной связи друзей: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Не смотря на то, что поэт оказался в ссылке, он воспринимает это не как наказание, а как особенное творческое уединение. Он размышляет о жизни и именно во время этой ссылки он создал множество произведений, ставших классикой, величайшим достоянием.

Пушкин с благодарностью отзывается о своих лицейских друзьях, которые, не смотря на то, что поэт впал в немилость, не побоялись осуждения общества и лично навещали его в Михайловском. Он говорит: «Троих из вас, друзей моей души, я обнял здесь» — это князь Александр Горчаков, в будущем вице-канцлер России, барон Антон Дельвиг, из которого не получилось писателя, но он стал книгоиздателем и Иван Пущин, который со временем пополнил ряды декабристов. Благодаря визитам друзей Пушкин не упал духом и понял, что его призвание не может обойтись без жизненных трудностей.

Пушкин уверен, что спустя год все изменится, и он сможет присутствовать лично на очередной встрече. Его слова исполнились, а вместе с этим замечанием исполнилось и другое, в котором автор высказывал мысль о том, что ряды выпускников к тому времени станут еще реже. В этом же году произошло восстание декабристов, и многие друзья поэта были высланы на каторгу. Поэт уже тогда обращался к этим ссыльным с просьбой следующее 19 октября, не смотря на свое сложное положение провести в воспоминаниях о лицеистах, о Царском Селе и подобно Пушкину сейчас, примириться с окружающим миром.

Стихотворение «19 октября» стало отображением истинной мужской дружбы, которая родилась еще в юности и живет, не смотря ни на что уже многие годы. Такие истинные чувства очень ценны и они не должны губиться и теряться в превратностях жизни, которых все равно не избежать.