28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

Проблемные аспекты в рамках подготовки обучающихся к огэ и егэ по истории и обществознанию.мбоу излучинская осшуиоп 1учитель истории и обществознаниясталина

Проблемные аспекты в рамках подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию.

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

Учитель истории и обществознания

Сталина Наталья Сергеевна

Одним из актуальных вопросов в обучении школьников является подготовка и сдача экзаменов по завершению 9-го и 11-го классов. Безусловно, на процесс подготовки и сдачи экзаменов оказывают существенное влияние множество факторов. Задачей учителя и обучающихся является выделение существенных факторов, концентрация внимания на них в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Учитель должен научить применять знания, умения и навыки учащихся на практике, то есть в рамках сдачи ЕГЭ и ОГЭ.  В рамках ЕГЭ мы условно можем выделить 2 части, из которой 1 часть ЕГЭ – это знания, а 2 часть ЕГЭ – это умения и навыки. Разработчики КИМов советуют осуществить переход на новые учебники достаточно быстро, так как там авторы те же, что и у разработчиков КИМов. Данный процесс затягивать не стоит.

В рамках сдачи экзаменов выделяется ряд проблемных областей. Проблемные области в ЕГЭ:

  1. Субъективные факторы (болезнь, не явился по уважительной причине и т.д.)
  2. Первый источник ЕГЭ. С введением ФГОС в заданиях  появилась Всеобщая история, учащиеся в которой имеют слабые знания.
  3. Второй источник ЕГЭ. Историко – культурный стандарт, в результате которого даты, персоналии попадают в кодификатор ЕГЭ.
  4. Современная история (1ый президент РФ – называют не Ельцина, а Путина, вопросы в ЕГЭ единичные. Избегать в историческом сочинение Вова Путин, Дима Медведев)
  5. Карта (3 задания). Черно-белый вид. Плохо пропечатанные КИМы.

До начала экзамена дается 10 минут времени, чтобы дети просмотрели свои КИМы, и в случаи обнаружения деффекта необходимо заменить КИМ. Но не позднее 10 минут, во время экзамена запрещается менять! Работать с легендой карты.

  1. Марки. Нюанс в самом задании – В честь какого или после какого события?
  2. Культура

Можно различать по векам каменно-храмовая культура:

— однокупольные — начинается с Византийского храма Святой Софии — – это 11-13 века- начало 14 века.

— многокупольные – с Ивана 3 с конца 15 века.

— барокко, классицизм – с 17 века.

  1. Плакаты, карикатуры. Частое использование в ЕГЭ тем революции , много западных карикатур, немецких карикатур на советскую армию. Карикатура Война с Испанией (трехглавый дракон с лицами деятелей. 1 узнали по усам, второй то что Испания, а Муссолини никак не могли узнать.)
  2. Хронологическая последовательность (задания 1-11). Задания 1 и 2 ФИПИ упростили и в 2017 году результат вырос.

Это основные проблемные области при выполнении экзамена первой части. Вторую часть ЕГЭ рассмотрим по заданиям и выделим основные проблемные зоны в каждом из них.

Часть вторая.

Задание 20. Четкий ответ на вопросы.

Задание 21. Задача на внимательность, нужно внимательно смотреть на задание, но не переписывать полностью. Нужно переформулировать. Ответить нужно на все три вопроса, за которые даются три балла. Не ответив на 1 вопрос минус 1 балл.

Задание 22. Меры – это не события, а действия. Внешнеполитические, внутриполитические действия. Пример: не Карибский кризис 1962 года, а принятие решения о размещение на Кубе ядерных ракет средней дальности в 1962г.

Задание 23. Задание на сравнение. В одном предложении необходимо дать сравнение, а не в разных. Нужно правильно записать свой ответ. Например, большевики выступали за социалистическую революцию, а меньшевики считали что Россия не готова к ней.

Задание 24 Не путать факты и аргументы. Аргуме́нт — логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения — тезиса.  Аргумент – это факт, который нужно пояснить. Пример: Присоединение территории дало то и то. Подписав договор или перемирие Россия приобрела такие территории и изменила положение в мире. За факты – 0 баллов, нужен хотя бы один аргумент. В данном задании основными темами являются Хрущев, Брежнев, коллективизация, индустриализация.

Задание 25 Историческое сочинение проверяется по 7 критериям:

  1. Назвать два значимых события, относящихся к этому событию.

Необходимо выбирать процесс — эпоху, длительный период.

20 век не советуют, там очень много событий, в которых могут запутаться учащиеся. И в Киевской Руси слишком мало.

  1. Назвать две исторические личности. Дать им характеристику, указать роль личности, указать конкретные действия этой личности, повлиявшие на ход и результат указанных событий.
  2. Причинно-следственная связь. То есть какие причины привели к данному событию, их результат.
  3. Оценка, аргументация и характеристика данных событий. Желательно привести мнения историков!

 « Этот период был неоднозначный. С одной стороны есть положительные моменты, с другой отрицательные. Мы видим, что историки спорят и нет однозначной точки зрения».

  1. Термины – исторические, достаточно одного грамотно написанного термина.
  2. – 7. Последовательность изложения. Связанный текст. Нет фактических ошибок.

6,7 критерий является бонусным,  максимальное количество баллов составляет 11.

     Для успешной сдачи экзамена можно выделить систему действий учителя истории при подготовке выпускников:

  1. Максимально использовать урок при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

2.     Уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся с учебником.

3.   У каждого сдающего экзамен ребенка должен быть кодификатор, где он будет отмечать темы, которые он выучил и какие ему необходимо еще познать

4.   Учащиеся должны иметь дидактические материалы  для систематизации учебной  информации и эффективного усвоения объектов проверки по предмету (тестов, планов, таблиц и др.).

5.   Систематически работать с  текстами, содержащими научную информацию, постоянно обращаться  к материалам СМИ, их анализу и интерпретации.

6.  Обучать учащихся  правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора верного ответа.

7. Больше внимания уделить формированию умения привлекать   контекстные знания курса истории для конкретизации положений текста.

8. Использовать  алгоритмы, памятки, клише для выполнения тех или иных типов заданий.

9. Проводить обязательно текущий поурочный и итоговый контроль по отдельным компонентам содержания кодификатора.

10. Коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок.

11. В тестах для учащихся использовать материалы тех авторов, которые участвуют в составлении КИМов.

Таким образом, выделив основные проблемные аспекты в написание ЕГЭ и уделив больше внимания на организацию учебного процесса, мы сможем повысить средний балл и успешно сдать ЕГЭ!

Скачать

90.39 КБ, 701120.pptx Автор: Абишева Айгуль Казисовна, 31 Мар 2015

Инфоурок


Обществознание

ПрезентацииПодготовка учащихся к ГИА по истории и обществознанию. Из опыта работы.

Подготовка учащихся к ГИА по истории и обществознанию. Из опыта работы учител...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Подготовка учащихся к ГИА по истории и обществознанию. Из опыта работы учител...

    1 слайд

    Подготовка учащихся к ГИА по истории и обществознанию. Из опыта работы учителя истории и обществознания МАОУ Онохинской СОШ Ю.Н.Гончар

  • Формирование и развитие умений, обеспечивающих готовность выпускника к ГИА п...

    2 слайд

    Формирование и развитие умений, обеспечивающих готовность выпускника к ГИА по истории и обществознанию. Результаты ОГЭ и ЕГЭ 2016г По результатам сдачи ОГЭ по истории в 9 классе средний балл – 17.4, что выше районного показателя на 3.7 баллов По результатам сдачи ЕГЭ 2016 года по истории в 11 классе средний балл – 56, что выше районного показателя на 10 баллов(46) По результатам сдачи ЕГЭ 2016 года по обществознанию в 11 классе средний балл – 49.3, что выше районного показателя на 1 балл (48.3)

  • Обучающийся овладевает навыками: Применение имеющихся знаний на выработку пра...

    3 слайд

    Обучающийся овладевает навыками: Применение имеющихся знаний на выработку правильного ответа. Внимательно читать текст и задание. Понимать формулировку вопроса. Получение опыта выполнения заданий путем постоянного тренинга.

  • Стратегия учителя Определяю: - Оптимальное соотношение теоретических и прак...

    4 слайд

    Стратегия учителя Определяю: — Оптимальное соотношение теоретических и практических занятий — Содержание занятий Выбираю: — Формы работы (лекция, практикум, тренинг, семинар) — Способы оценивания знаний обучающихся Организую: — Работу с обучающимися по личностно-ориентированному маршруту — Веду мониторинг трудоспособности обучающихся Использую: — Активные и интерактивные методы обучения

  • Структура подготовки 1-й уровень 6-8 классы 2-й уровень 9 классы 3-й уровень...

    5 слайд

    Структура подготовки 1-й уровень 6-8 классы 2-й уровень 9 классы 3-й уровень 10-11 классы

  • Что движет учеником в процессе исторического и социального познания? В 5-7 кл...

    6 слайд

    Что движет учеником в процессе исторического и социального познания? В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным. В 8-9 классах ситуация усложняется. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных. В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования.

  • Пути повышения качества предметной подготовки Формирования универсальных учеб...

    7 слайд

    Пути повышения качества предметной подготовки Формирования универсальных учебных действий Отработка умений анализировать и классифицировать социальную информацию Моделирование социальных ситуаций через рассуждение

  • Методика подготовки Текущий поурочный контроль по отдельным компонентам содер...

    8 слайд

    Методика подготовки Текущий поурочный контроль по отдельным компонентам содержания Кодификатора Изготовление обучающимся дидактического материала для систематизации знаний и эффективного усвоения объектов проверки ГИА и ЕГЭ (таблицы опорные конспекты, кластеры, тесты и т.д.) Обучение правилам оформления выполненного задания, технология выбора верного ответа

  • Методика подготовки Диагностическое тестирование по разделам Коллективный раз...

    9 слайд

    Методика подготовки Диагностическое тестирование по разделам Коллективный разбор сложных заданий Организация самопроверки и анализа ошибок

  • Формы и виды занятий Лекции Практикумы Тематические зачеты Консультации Терми...

    10 слайд

    Формы и виды занятий Лекции Практикумы Тематические зачеты Консультации Терминологические диктанты

  • Система подготовки выпускников к ЕГЭ Структура подготовки Стратегия подготовк...

    11 слайд

    Система подготовки выпускников к ЕГЭ Структура подготовки Стратегия подготовки Формы занятий Система Методика подготовки Пути повышения качества

  • Учитель Выпускник Эффективная организация учебного процесса Высокая теорет...

    12 слайд

    Учитель Выпускник Эффективная организация учебного процесса Высокая теоретическая подготовка Постоянные тренировки выполнения заданий Успешная сдача ЕГЭ

  • Какие образовательные технологии использую в своей работе? Технология развити...

    13 слайд

    Какие образовательные технологии использую в своей работе? Технология развития критического мышления Разминка: «Ромашка вопросов» (ромашка Блума) Обучающиеся подходят к доске и по одному срывают любой лепесток, на обратной стороне которого написан вопрос, требующий быстрого ответа, учитель фиксирует у себя в протоколе кто сколько дал правильных ответов.

  • Какие образовательные технологии использую в своей работе? Технология развити...

    14 слайд

    Какие образовательные технологии использую в своей работе? Технология развития критического мышления Работа с текстом «Толстый и тонкий вопрос» Придумайте вопросы по тексту «Русь и Золотая Орда» Тонкий вопросТолстый вопрос Кто? Где?Почему? Когда?Каким образом? Какой? Какая? Какие?Зачем?

  • Какие образовательные технологии использую в своей работе? Технология развити...

    15 слайд

    Какие образовательные технологии использую в своей работе? Технология развития критического мышления Составление фишбоуна по теме «Монголо-татарское войско» Учащиеся записывают в верхних секторах фишбоуна черты монголо-татарского войска, а в нижних секторах следствия этих особенностей, их значение.

  • Какие образовательные технологии использую в своей работе? Проблемное обучени...

    16 слайд

    Какие образовательные технологии использую в своей работе? Проблемное обучение Под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.

  • Какие образовательные технологии использую в своей работе? Проблемное обучени...

    17 слайд

    Какие образовательные технологии использую в своей работе? Проблемное обучение Проблемный вопрос: Существуют три точки зрения по поводу роли монголо-татар для Руси: Каждый из Вас в ходе урока, на котором мы повторим материал о монголо-татарском нашествии, должен записать факты к + и — , и решить какую точку зрения поддерживает, представить своё мнение. (каждому учащемуся раздаётся лист с этой схемой).  

  • Какие образовательные технологии использую в своей работе? Технология опорных...

    18 слайд

    Какие образовательные технологии использую в своей работе? Технология опорных схем Составление кластера по теме «Особенности монголо-татарского ига»  

  • Какие образовательные технологии использую в своей работе? Формы работы разли...

    19 слайд

    Какие образовательные технологии использую в своей работе? Формы работы различны: 1. Карточки: учитель показывает дату, дети называют событие. 2. Хронологический диктант. 3. Написаны даты на доске. Выписать события, указанные учителем. 4. Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Получают карточку с датой. Рассказать о событии. 5. Историческая путаница. 6. Найдите ошибки в тексте. 7. Историческая зарядка (учитель называет термины, дети объясняют событие). 8. Историческая цепочка (один ученик называет термин, другой определение. Кто не смог ответить — встает. Для них — мини цепочка). 9. Исторический диктант, терминологический диктант 10. Четвертый лишний: трагедия, комедия, монархия. 11. Составь кроссворд. 12. Объясни происхождение крылатых выражений.

  • Сайты для подготовки к ГИА http://www.fipi.ru/ http://ege.edu.ru/ https://vk....

    20 слайд

    Сайты для подготовки к ГИА http://www.fipi.ru/ http://ege.edu.ru/ https://vk.com/ege100ballov https://ege.sdamgia.ru/ Тренажеры онлайн

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    21 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

  • Сейчас обучается 869 человек из 78 регионов

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

  • Сейчас обучается 1002 человека из 80 регионов

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 836 097 материалов в базе

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Гончар Юлия Николаевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

  • Автор материала

    Гончар Юлия Николаевна

    • На сайте: 6 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 34533
    • Всего материалов:

      16

Обзор наиболее эффективных методов работы
при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию

Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – история и обществознание. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании истории и обществознания.

В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию? Кроме того, введение ЕГЭ и ГИА сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах.

Достичь цели и решить задачи в обучении истории традиционными методами невозможно, поэтому учителя ведут поиск наиболее эффективных методов обучения.

Следует отметить, что исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации. Основная подготовка учеников к ГИА и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным этапом такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.

Что движет учеником в процессе исторического познания?

В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным. Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.

В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.

В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотивом, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация.

Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, следует включать в занятия разные виды деятельности. Тогда ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы. Как показал анализ использования активных форм, более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:

• могли связать новый материал с предыдущим;

• заинтересованы в том, что делают;

• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

• имеют самостоятельность в работе;

• имеют возможность для развития нужных умений;

• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);

• обеспечены разными видами деятельности;

• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

• работают в подходящем для них темпе;

• понимают когда и как будут оценены;

• могут оценить собственные успехи.

В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.

Одним из эффективных методов является индивидуальная практическая работа разных уровней сложности. Ее лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов. Данный вид работы наиболее целесообразен на уроках закрепления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям (Например, по истории России начала 20 века надо дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……», по обществознанию – « Разумными потребности человека будут тогда, когда….»)

Еще одним методом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.

Предлагаю вашему вниманию несколько педагогических приемов, исходя из типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.

1) В части А и С на ЕГЭ и ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, использование «понятий-кентавров», объединяющих признаки близких по значению, но качественно различных понятий.

Поэтому очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность.

2) Опыт последних лет проведения ЕГЭ и ГИА показал, что по-прежнему высок (около20%) уровень невыполнения заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме. Первые задания С – требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, – о его неготовности без посторонней помощи работать с научной литературой.

Поэтому, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ и ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения учитель может найти в методической литературе (например, Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В., Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов — М., 2004), а может составить сам. Можно также использовать следующие развивающие приемы:

— «Я учитель». В зависимости от сложности темы этот методический прием может использоваться как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного (на усмотрение учителя). Сущность его заключается в том, что учитель на уроке предлагает ученикам объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему. Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали его своими словами, а не книжными формулировками. Лучше использовать такой прием при работе класса с текстом учебника или документа на уроке.

«Ступеньки интеллекта». После прохождения определенного этапа урока или этапа учебного материала учитель предлагает ученикам составить «наводящие» вопросы по определенной теме. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать такие вопросы, которые помогают при ответе на заданную тему, но не дают исчерпывающего ответа. Такой методический прием положительно зарекомендовал себя в развитии сложных мыслительных операций у школьников, где особый акцент сделан на развитие логики.

3) В части 2 (В) экзаменационной работы трудными для учащихся являются задания на определение последовательности событий. Эти умения, несомненно, во многом базируются на знании фактов. При формировании умения определять последовательность событий эффективными бывают такие формы, как работа с лентой времени, построение различных информационных таблиц, где необходимо соотнести частные события и общие исторические процессы, выстраивание событийных рядов в конце изучения какого-либо длительного процесса и др. Эти приемы могут оказаться эффективными и при выполнении других заданий части В (соотнесение информационных рядов, работа с таблицей).

4) В 2013 г. планируется введение в часть 2 экзаменационной работы на ЕГЭ заданий на работу с картографической и иллюстративной информацией. В связи с этим нововведением надо сказать о возможных направлениях подготовки к выполнению подобных заданий. Работа по подготовке к выполнению заданий с картографической информацией может проводиться с использованием настенных и электронных карт, атласов и контурных карт. Но формы работы с исторической картой должны быть разнообразнее.

Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте.

Затем следует приступать к выполнению заданий, предполагающих:

— самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;

— нанесение объектов на контурную карту;

— ответы на вопросы по исторической карте и др.

Эти виды работы должны проводиться в связи с изучаемым в данный момент учебным материалом, почти на каждом уроке учителя, начиная с младших классов, должна присутствовать работа с картой. Учитель не должен забывать и о необходимости работы с иллюстративным материалом.

Не менее важна работа с иллюстративным материалом, связанного с культурой. Здесь эффективное изучение может быть достигнуто только в рамках ярких уроков с большим количеством иллюстративного материала, включением проектного метода. Можно при изучении социально-экономических, политических аспектов истории обратить внимание учащихся на то, как отразились конкретные события и явления в литературе, архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и т.д. Так, например, интеграция культурного компонента истории весьма уместна при изучении древнерусской истории, борьбы с захватчиками, объединения русских земель, истории XVI–XVII вв., петровских преобразований, просвещенного абсолютизма, Отечественной войны 1812 г. и многих других тем. Если учитель будет, таким образом, регулярно обращаться к культурным аспектам истории, а не просто проходить все вопросы истории культуры на немногочисленных и, главное, не самых важных уроках, то он сумеет добиться формирования у учащихся устойчивых связей между социально-экономическими, политическими событиями и явлениями, с одной стороны, и их отражением в культуре – с другой. Еще одним важным следствием станет то, что факты политики, экономики, социальных отношений благодаря «связке» с культурными явлениями также лучше запомнятся учащимся.

Здесь на помощь учителю придут наглядные пособия, фотографии, видеоматериалы, экскурсии, информация из сети Интернет и т.д. Но в условиях реального недостатка учебных часов на отработку материала по изучению культуры, можно восполнить этот пробел на внеклассных мероприятиях.

5) Наихудшие результаты в части 3 были показаны выпускниками 2012 г. при выполнении задания-задачи С4. Педагогам, работающим над формированием умения анализировать историческую ситуацию, которое необходимо при выполнении данного задания, рекомендуется обратиться к методическим разработкам О.Ю.Стреловой (см.:«Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки». Хабаровск: Частная коллекция, 2006). При анализе исторической ситуации необходимо внимательно изучить все ее элементы и сделать выводы, а не пытаться вспомнить готовые выводы из учебника. Чтобы на уроках у учащихся не было возможности вспомнить выводы в готовом виде, по-видимому, учитель должен подбирать для анализа ситуации незнакомые, не описанные в учебной литературе. Если работа будет организована таким образом, то она не будет сведена к припоминанию заученного материала, а действительно будет являться анализом ситуации. Анализ должен быть полноценным, что предполагает выделение всех характеристик исторической ситуации: времени, места действия, событий или совокупности событий, определивших содержание конкретной ситуации; людей, социальных групп, причастных к данной ситуации; материальных предметов, имевших отношение к деятельности людей в этой ситуации; источников, в которых засвидетельствована данная ситуация и ее последствия, и т.п. На основе анализа всех перечисленных характеристик делается вывод о причинах, последствиях, историческом значении ситуации.

6) Еще одним трудным для учеников заданием стало задание на сравнение исторических объектов. Необходимо отметить, что учитель должен заниматься не подготовкой учащихся к выполнению тех или иных заданий КИМ, а формированием самих умений. Для полноценного сравнения двух объектов необходимо указывать линии, критерии сравнения.

7) Серьезные трудности у выпускников вызывает также задание на анализ исторических версий и оценок. От выпускника при выполнении данного задания требуется умение аргументировать выбранную точку зрения. Важно, чтобы при аргументации использовались именно конкретные факты, а не обобщенные положения. Учитель должен обращать внимание на логичность построения аргументов, наличие и качество логических связок. Для формирования данного умения необходимо проведение дискуссий, дебатов, обсуждений мнений историков и т.п. Во время таких уроков ученик окажется в ситуации, когда ему необходимо будет приводить аргументы в реальной, живой дискуссии, что, несомненно, активизирует процесс мышления, заставит предвидеть контраргументы оппонента. И если работа по формированию навыка аргументации проводится учителем систематически, то он добьется желаемого результата.

8) Отдельно следует остановиться на новом задании, введенном с 2010 года – задании ЕГЭ по обществознанию С8 и С5 на ГИА по истории. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме курса. Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний по обществознанию, получаемых из СМИ. Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса.

Формирование навыков составления развернутого плана на многочисленных примерах показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Методисты считают, что основная работа по этому направлению, должна проводиться в 5-7 классах, быть систематической и последовательной.

Подготовка к выполнению данного задания должна охватывать значительный период обучения в основной школе. В течение этого периода учащиеся должны научиться: обобщать и формулировать в виде небольшой фразы основное содержание фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для раскрытия темы или ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст заданной темы; определять логику, последовательность изложения материала. Каждое из названных умений является достаточно сложным для освоения и, конечно, требует отдельной работы над его формированием. Нельзя, не отработав каждое из названных умений по отдельности, сразу требовать от учащихся выполнения заданий по составлению сложного плана по определенной теме. Необходимо отметить, что для составления плана необходимо не только обладать умениями, но и хорошо знать историю.

При анализе работ учащихся над планами по истории в младших классах следует выявить типичные недостатки у каждого ученика. Познакомив учащихся с этими недостатками, направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности, но не оставлять их работу без внимания. В результате, к старшим классам у учеников вырабатывается определенная последовательность действий при составлении плана.

Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.

9) Следует обратить внимание на еще одно новое «трудное» задание по истории – С6-историческое сочинение. Как отмечалось, невысокие результаты его выполнения связаны с недостаточной сформированностью у выпускников умения обобщать историческую информацию. Очень часто выпускники просто перечисляли факты из биографии исторического деятеля, но не указывали направлений и результатов деятельности. Умение обобщать информацию в различных контекстах и формулировать результаты этого обобщения является важным во многих видах деятельности. Безусловно, существует огромное количество приемов и методов, которые можно использовать. Прежде всего, необходимо обратить внимание на эффективность использования повторительно-обобщающих уроков. Это учебное время отводится для того, чтобы на основе фактов, которые выпускники уже знают, сделать обобщения и выводы, а также повторить те выводы, которые были сделаны в процессе изучения темы. На этих же уроках можно вспомнить и основных деятелей изученного периода. Готовясь к выполнению задания С6, необходимо уяснить значения понятий «направления деятельности» и особенно «результаты деятельности». Приступая к выполнению данного задания, необходимо выработать для себя алгоритм действий, который может совпадать с формулировкой задания.

1. Указать годы жизни. 2. Сформулировать направления деятельности. 3. Дать характеристику каждому из направлений. 4. Указать результаты деятельности. Этот алгоритм структурирует работу, не позволит пропустить какой-либо ее этап. Но в условиях насыщенности учебного материала нет возможности часто проводить повторительно-обобщающие уроки. Поэтому такой алгоритм изложения темы можно давать на уроках изучения нового материала, включая в задания для учащихся работу по определению оценок действий исторических личностей.

10) Наиболее сложная часть экзамена по обществознанию – эссе.

Готовить учащихся к выполнению такого рода заданий необходимо также, начиная с 8-9-х классов. Следует использовать следующий прием. После прохождения некоторых тем учащимся предлагается дома написать рассуждение по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания нужно подобрать так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинается с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои ответы. Учитель, основываясь на установленных критериях оценки, вслух разбирает выступления и оценивает их (к разбору эссе можно привлечь и учащихся).

Кроме того, для подготовки к написанию эссе можно использовать технологию ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:


  • П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

  • О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

  • П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

  • С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Очень хороший эффект дает при подготовке к ЕГЭ и ГИА проектная деятельность, которая соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А, В и С.

На уроках и во внеурочной деятельности применение проектной технологии способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой), что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.

Таким образом, при подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ, ГИА. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами :развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).

Серьезной ошибкой педагогов, работающих над формированием умений учащихся, является использование ими на уроках исключительно заданий, составленных на основе КИМ по истории и обществознанию. Дело в том, что задания КИМ созданы именно для измерения знаний и умений выпускников, но они не являются обучающими.

В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ГИА и ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!

Поделитесь с Вашими друзьями:

Слайд 1

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

Текст слайда:

Эффективные форма работы при подготовке к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию

1. Организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ, мониторинг качества;
( Невзорова М.С., методист РМК)
2. Формы работы с уч-ся по подготовке к ГИА и ЕГЭ по предметам ( из опыта работы педагогов района)
3.Психологическая подготовка к ЕГЭ ( Ширкова М.Н.., педагог-психолог, учитель истории МОУ «Подколкинская СОШ»)


Слайд 2

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

Текст слайда:

Актуальные вопросы подготовки к итоговой аттестации

— организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
— мониторинг качества;
— психологическая подготовка к ЕГЭ.


Слайд 3

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

Текст слайда:

Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам ЕГЭ и ГИА

Три направления работы:
1. Информационная работа с педагогами; 2.Информационная работа с учащимися; 3.Информационная работа с родителями.


Слайд 4

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

Текст слайда:

Содержание информационной работы с педагогами.

1) Информирование учителей на производственных совещаниях
— нормативно-правовыми документами по ЕГЭ;
— о ходе подготовки к ЕГЭ в школе, в районе и области;
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
— проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ;
— творческая презентация опыта по подготовки учащихся к ЕГЭ (на методической или научной конференции в рамках школы);
— выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся);
— психологические особенности 11-классников.
3) Педагогический совет «ЕГЭ – методические подходы к подготовке учащихся».
4) Направление учителей на районные и областные семинары и курсы по вопросам ЕГЭ.


Слайд 5

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

Текст слайда:

Содержание информационной работы с учащимися.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
— правила поведения на экзамене;
— правила заполнения бланков;
— расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам.
5) В библиотеке:
— папка с материалами по ЕГЭ (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ, перечень ресурсов библиотеки, рекомендации по подготовке к экзаменам);
— стенд с пособиями по ЕГЭ.


Слайд 6

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

Текст слайда:

Содержание информационной работы с родителями учащихся

1) Родительские собрания:
— информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет; ( в течении года)
— информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ (декабрь).
— пункт проведения экзамена, вопросы проведения пробного ЕГЭ в апреле.
2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог).


Слайд 7

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

Текст слайда:

Мониторинг качества образования

Мониторинг качества образования – комплекс информационно-оценочных средств и структурированных процессов по поводу состояния качества системы образования (по: В.И. Воротилов, В.А. Исаев).


Слайд 8

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

Текст слайда:

Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает следующие направления деятельности:

— посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь;
— включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;
— индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
— привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ;
— широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;
— психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ.


Слайд 9

28 егэ как форма гиа дидактическая характеристика история обществознание

Текст слайда:

РЕКОМЕНДАЦИИ

— Изучить нормативно-правовые документы по ЕГЭ;
— В каждом кабинете оформить информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.
— Проводить занятия по тренировке заполнения бланков.
— Проводить пробные внутришкольные ЕГЭ по обществознанию и истории.
— Посещать уроки учителей-предметников с высшей квалификационной категорией, победителей ПНПО, по подготовке к ГИА и ЕГЭ по обществознанию. Учителям – наставникам оказывать адресную методическую помощь молодым специалистам;
— Включить в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросы подготовки к ЕГЭ;
— Проводить индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
— Привлекать ресурсы дистанционного обучения и ресурсы Интернет для подготовки к ЕГЭ;
— Введение элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;
— Оказание психологической поддержки учащимся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ.
— Проводить индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам педагогам – психологам ( Подколкинская СОШ, Красногвардейская СОШ, Боровая СОШ).
— Посещать районные и областные семинары и курсы по вопросам ЕГЭ.