29 задание огэ биология 2021 ольга мастер спорта

Огэ по биологии официальная демоверсия огэ 2021 по биологии утверждена фипи. демоверсия спецификация кодификатор задание 2
ОГЭ по биологии

Официальная демоверсия ОГЭ 2021 по биологии утверждена ФИПИ.

→ демоверсия

→ спецификация

→ кодификатор

→ Задание 2 — Подготовка к ОГЭ по биологии

Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ 2021 по биологии

Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 29 заданий и состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом: 16 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 8 заданий повышенного уровня сложности, из которых 1 задание с ответом в виде одного слова или словосочетания, 3 задания с выбором нескольких верных ответов, 3 задания на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 задание на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом: 1 задание повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; 4 задания высокого уровня сложности: 1 задание на анализ статистических данных, представленных в табличной форме, 1 задание на анализ научных методов, 2 задания на применение биологических знаний и умений для решения практических задач.

Связанные материалы:

1. Разбор задания 31-32

ОГЭ-9 биология

2.

3.

4.

5. Задание 31

Чтобы ответить на 1 вопрос обратим внимание на подсказки в тексте
Ольга мастер спорта по большому теннису, находится на
тренировочных сборах, где каждый день в течение 4 часов
(утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В
свободное время между тренировками девушки решили
пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные
таблиц 2 и 3, предложите Ольге оптимальное по калорийности
меню из перечня предложенных блюд и напитков для того,
чтобы компенсировать энергозатраты своей утренней
двухчасовой тренировки.
При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно
закажет мороженное с шоколадным наполнителем и сладкий
напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с
наибольшим содержанием белка.
В ответе укажите энергозатраты утреней тренировки,
рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество
белков в нем.
Что бы получить три балла нужно ответить на три вопроса:
Теперь смотрим1.в таблицу
Энергозатраты
№3 «Энергозатраты»
утренней тренировки
при различных видах
2.физической
Рекомендуемые
активности
блюда
3. Калорийность обеда и количество белков.

6.

Помним, что Ольга мастер спорта по большому теннису
1 час = 60 мин, Ольга занималась 2 часа следовательно это 120 мин.
Находим энергозатраты утренней 2-х часовой тренировки:
120 Х 7,5 = 900 ккал

7. Задание 31

Чтобы ответить на 2 и 3 вопросы обратим внимание на подсказки в тексте
Ольга мастер спорта по большому теннису, находится на
тренировочных сборах, где каждый день в течение 4 часов
(утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В
свободное время между тренировками девушки решили
пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные
таблиц 2 и 3, предложите Ольге оптимальное по калорийности
меню из перечня предложенных блюд и напитков для того,
чтобы компенсировать энергозатраты своей утренней
двухчасовой тренировки.
При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно
закажет мороженное с шоколадным наполнителем и сладкий
напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с
наибольшим содержанием белка.
В ответе укажите энергозатраты утреней тренировки,
рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество
белков в нем.
Мы ответили на первый вопрос:
1. Энергозатраты утренней тренировки = 900
2. Рекомендуемые блюда
3. Калорийность обеда и количество белков.
ккал
Теперь смотрим в
таблицу №2

8. Помним, что Ольга обязательно закажет:

1.
Мороженное с
шоколадным
наполнителем
= 325 ккал
2.
Сладкий напиток
(ей нужно выбрать
такой напиток,
который был бы не
сильно калорийный,
так как ей нужно
еще выбрать блюдо
богатое белком)
поэтому чай с
сахаром подходит
= 68 ккал

9. Теперь нужно учесть пожелание тренера:

1.
Блюдо богатое белком
(анализируем таблицу и
выбираем блюдо самое
богатое белком)
Это Двойной макМаффин
в нем 39г белка и
2.
425
ккал
Считаем
общее
количество калорий:
325+ 68 +425 = 818 ккал
3. можно еще что то выбрать по
каллориям меньше 100,
но тоже богатое белком
4 Это салат овощной 60
ккал, итого 818 + 60 = 878
ккал

10. Задание 31

Мы ответили на 2 вопрос и часть третьего вопроса
Ольга мастер спорта по большому теннису, находится на
тренировочных сборах, где каждый день в течение 4 часов
(утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В
Указываем
свободное время между тренировками девушки
решили
пообедать в ресторане быстрого питания. Используя
данные блюда:
рекомендуемые
таблиц 2 и 3, предложите Ольге оптимальное 1.
по Мороженное
калорийности
меню из перечня предложенных блюд и напитков
для того,
с шоколадным
чтобы компенсировать энергозатраты своей утренней
Наполнителем (325 ккал)
двухчасовой тренировки.
2. Чай с сахаром
При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно
(2 ложки) 68 ккал
закажет мороженное с шоколадным наполнителем и сладкий
3.Двойной
напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять
блюдаМакМаффин
с
(426 ккал)
наибольшим содержанием белка.
4. Салат овощной 60 ккал
В ответе укажите энергозатраты утреней тренировки,
рекомендуемые блюда, калорийность обеда иКалорийность
количество обеда
составила: 878 ккал
белков в нем.
Мы ответили на первый вопрос:
1. Энергозатраты утренней тренировки = 900
2. Рекомендуемые блюда
3. Калорийность обеда и количество белков.
ккал
Внимание! Осталось
указать количество
белка

11. Теперь нужно просто сложить количество белков предложенного рациона:

39г+3г+6г =
48г белка

12. Ответ должен выглядеть так:

энергозатраты утренней 2-х часовой
тренировки: 120 Х 7,5 = 900 ккал
2. рекомендуемые блюда:
1)Мороженное с шоколадным наполнителем (325 ккал)
2) Чай с сахаром (2 ложки) 68 ккал
3) Двойной МакМаффин (426 ккал)
4) Салат овощной 60 ккал
3. Калорийность обеда составила: 878 ккал,
1.
Белков : 39г+3г+6г = 48г
Если так ответить, то можно получить 3 балла

13.

1. Белки- это строительный материал.
Он входит в состав мышц, костей,
кожи (это коллаген с эластином),
внутренних органов.
2. Белки могут служить источником
энергии.
если так ответить, то можно
заработать 2 балла за 32 вопрос.

Критерии оценивания

Первая часть заданий экзаменационного билета ОГЭ по биологии — тестовая. Ответы на задания необходимо занести в специальный бланк. Вторая часть заданий содержит вопросы, на которые нужно написать развёрнутый отчет или поэтапное решение задачи. В случае, если на вопрос будет дан правильный , но не аргументированный ответ, задание засчитано не будет.

Соотношение сложности заданий на экзамене распределяется следующим образом:

  • задания начального уровня составляют 40% от числа всех заданий;
  • задачи повышенной сложности составляют 42%;
  • задания высокой сложности  — 18%.

В связи с тем, что вопросы разделены по блокам и предусматривают разные виды ответов, проверяться они будут по-разному. Краткие ответы, на первую часть, проверяются автоматически. Развёрнутые ответы и решение задач проверяются преподавателями по дисциплине — учителями биологии.

На выполнение ОГЭ по биологии дается 180 минут. Данные по переводу баллов ориентировочные.

  • Минимальный балл — 13.
  • Проходной балл (для профильного класса) — 33.
  • Максимальный балл — 45.

Таблица перевода баллов по биологии в оценку

Балл Оценка
0-12 2
13-24 3
25-35 4
36-45 5

Баллы за задания по порядку

№ задания Балл
1 1
2 1
3 1
4 1
5 1
6 1
7 1
8 1
9 1
10 1
11 1
12 1
13 1
14 1
15 1
16 1
17 1
18 2
19 2
20 2
21 2
22 2
23 2
24 3
25 2
26 2
27 3
28 3
29 3
Всего 45

Для сдачи экзамена ученикам потребуется получить на экзамене оценку «удовлетворительно», набрать минимальное количество 13 баллов. Для успешного поступления в колледж  такого результата будет недостаточно.

Начисление тестовых баллов выполняется согласно нормам, разработанным специалистами ФИПИ для ОГЭ по биологии – 2021-2022. Для исключения субъективного мнения при оценивании развёрнутых ответов, экзаменационные бланки изучаются двумя преподавателями. В случае расхождения оценки в  два балла, работа проверяется третьим, контрольным, преподавателем. Если же разница менее 2 баллов, то выставляется среднее арифметическое из двух оценок.

Всего экзаменационная работа состоит из пяти блоков. Первый посвящен понятию биологии как науки и содержит в себе задания о роли биологии в жизни людей, о методах изучения живых объектов. Второй блок проверяет знания о строении и функциях клеток, тканей, органов и систем, признаках живых организмов, наследственности, способах размножения и других признаках живых организмов. Задания третьего блока контролируют знания об отличительных признаках животных, растений, грибов и бактерий, их классификации, эволюции и биоразнообразии. В четвертом блоке проверяется освоение знаний о происхождении человека, особенностях его поведения, строении, а также о правилах здорового образа жизни. Пятый блок посвящен проверке знаний о взаимодействии разных видов в природе, естественных и искусственных экосистемах, об экологических проблемах и их влиянии на жизнь людей, правилах поведения в окружающей среде.

При решении заданий базового уровня сложности, например, нужно из приведенных вариантов выбрать правильный ответ на вопросы: «Для чего человек использует плесневые грибы?», «Что из перечисленного отличает шимпанзе от человека?», «Какой сустав человека изображен на рентгеновском снимке». В заданиях повышенного уровня сложности нужно, к примеру, используя предоставленные данные, определить энергетическую ценность школьного обеда или, рассмотрев два рисунка, дать название патологии, изображенной на одном из них, а также назвать одну из причин появления такой патологии.

В 2021 году экзаменационную работу по биологии сократили на одно задание: раньше их было 30. При этом в первой части убрали два задания, а во вторую добавили одно. Это позволило сохранить максимальный первичный балл за всю работу.

Отработка заданий 31, 32 части «С» ОГЭ
Мастер класс
Брылева Алла Львовна
учитель биологии высшей квалификационной категории
Цель

  • Показать на практике возможности выполнения заданий 31 и 32

Проверка умений

  • В задании 31 проверяется умение определять энерготраты при различных видах деятельности и составлять рацион питания
  • В задании 32 проверяется умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания

Виды задач в задании 31

  • 1 вид: Задача в условии которой указаны различные виды тренировок или соревнований и их продолжительность. В задаче надо определить:1) энерготраты деятельности, 2)составить меню соответствующее по рекомендациям завтраку, обеду или ужину, 3)определить калорийность меню и 4) количество в нем белков, жиров или углеводов. В задании также могут быть дополнительные условия, которые необходимо учитывать при составлении меню
  • 2 вид: Задача в условии которой указано посещение экскурсий с готовым меню. Надо определить:1) рекомендуемую калорийность завтрака, обеда или ужина, при четырехразовом питании, 2) реальную калорийность заказанного меню, и 3) количество поступивших с пищей белков, жиров или углеводов к их суточной норме
  • 3 вид: Задача в условии которой указано посещение экскурсий — без готового меню. Надо: 1) составить оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием БЖУ меню при четырехразовом питании, 2) рекомендуемую калорийность завтрака, обеда или ужина соответствующую возрасту, и 3) количество в нем БЖУ

Алгоритм решения задачи первого вида

  • Тамара участвовала в городских соревнованиях по бадминтону, а после решила поужинать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Тамаре оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время соревнований, продолжавшихся для девушки 2,4 часа. При выборе учтите, что Тамара обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем. В ответе укажите: энергозатраты Тамары во время соревнований; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время соревнований, и количество белка в нём.

ответ

  • Энерготраты – 1080 ккал
  • Заказанные блюда – мороженое с шоколадным наполнителем, двойной МакМаффин, картофель по деревенски, чай без сахара
  • Калорийность ужина – 1065 ккал
  • Количество белка – 50г

Отработка навыка по решению задач 1 вида

  • Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером) активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки. При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка. 
    В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.
  • Иван Петрович работает почтальоном и любит велосипедный спорт, поэтому корреспонденцию он развозит на велосипеде со скоростью 10 км/ч. В первую половину дня он работает 4 часа и затем идёт на обед в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите мужчине оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты на четырёхчасовую езду на велосипеде. При выборе учтите, что Иван Петрович очень любит картофель по-деревенски и обязательно закажет две порции. В ответе укажите: энергозатраты почтальона; заказанные блюда; количество углеводов; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время езды на велосипеде.
  • Николай и Василий – любители игры в большой теннис (одиночный разряд). Каждое воскресенье они соревнуются друг с другом в этом виде спорта. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите Николаю оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков, чтобы компенсировать его энергозатраты в игре, которая продолжалась 2 часа. При выборе учтите, что он обязательно закажет омлет с ветчиной и стакан «Кока-Колы». В ответе укажите: энергозатраты при игре в теннис; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время игры, и количество белков в нём.
  • Николай и Василий – любители игры в большой теннис. Каждое воскресенье они соревнуются в этом виде спорта. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите Василию оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков, чтобы компенсировать его затраты в игре, которая продолжалась 2 часа 5 минут. При выборе учтите, что он обязательно закажет двойной МакМаффин и «Кока-Колу». В ответе укажите: энергозатраты при игре в теннис; заказанные блюда, которые не должны повторяться; количество углеводов и калорийность, которая не должна превышать энергозатраты во время игры.
  • Пётр, защитник баскетбольной команды, после вечерней тренировки решил поужинать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Петру оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время тренировки, продолжавшейся 1час 40 минут. При выборе учтите, что Пётр обязательно закажет омлет с ветчиной. В ответе укажите: энергозатраты спортсмена во время тренировки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, и количество углеводов в нём.
  • Гарик активно занимается настольным теннисом. После утренней тренировки он решил перекусить в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Гарику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты, во время тренировки, если её продолжительность составила 130 минут. При выборе учтите, что Гарик обязательно закажет омлет с ветчиной. В ответе укажите: энергозатраты спортсмена во время тренировки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность завтрака, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, и количество углеводов в нём.

Алгоритм решения задачи второго вида

  • 15-летний Николай в зимние каникулы посетил Государственный природный заповедник «Столбы» в Красноярске. После экскурсии он поужинал в местном кафе быстрого питания. Николай заказал себе следующие блюда и напитки: Фреш МакМаффин, картофель по-деревенски и стакан «Кока-Колы». Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите рекомендуемую калорийность ужина, энергетическую ценность заказанных блюд, количество поступивших с пищей углеводов и отношение количества поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

Ответ

  • Рекомендуемая калорийность ужина – 522 ккал
  • Энергетическая ценность заказанных блюд – 865 ккал
  • Количество поступивших с пищей углеводов – 115 г
  • Отношение количества поступивших с пищей углеводов к их суточной норме: 0,3 или 30%

Отработка навыка решения задач 2 вида

  • 17-летняя Дарья в осенние каникулы посетила Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна». Перед началом экскурсии Дарья позавтракала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе на первый завтрак следующие блюда и напитки: омлет с ветчиной, маленькую порцию картофеля фри, овощной салат и стакан «Кока-Колы». Определите: рекомендуемую калорийность первого завтрака, если Дарья питается четыре раза в день; реальную калорийность первого завтрака; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.
  • 14-летний Пётр в зимние каникулы посетил Казань. Перед экскурсией в Казанский Кремль он позавтракал в местном кафе быстрого питания. Подросток заказал себе на завтрак следующие блюда и напитки: Чикен Фреш МакМаффин, салат овощной, маленькую порцию картофеля фри. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите рекомендуемую калорийность первого завтрака Петра, если он питается четыре раза в день; реальную энергетическую ценность первого завтрака; количество углеводов в блюдах и напитках завтрака, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме. 
  • 14-летняя Софья в зимние каникулы посетила Псков и его окрестности. Перед экскурсией в Государственный Пушкинский заповедник она позавтракала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе на второй завтрак следующие блюда и напитки: Фреш МакМаффин, маленькую порцию картофеля фри и стакан «Кока-Колы». Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите рекомендованную калорийность второго завтрака, если Софья питается четыре раза в день, реальную энергетическую ценность заказанных блюд второго завтрака, количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме. 
  • 17-летний Николай в зимние каникулы посетил Самару. Перед экскурсией в Самарский художественный музей он позавтракал в местном кафе быстрого питания. Подросток заказал себе на первый завтрак следующие блюда и напитки: омлет с ветчиной, апельсиновый сок и порцию картофеля по-деревенски. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите: рекомендуемую калорийность первого завтрака, если Николай питается четыре раза в день; реальную энергетическую ценность заказанного завтрака; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.
  • 14-летний Артём в зимние каникулы посетил Сочи. Перед началом экскурсии по олимпийским объектам он позавтракал в местном кафе быстрого питания. Подросток заказал себе на второй завтрак следующие блюда и напитки: Чикен Фреш МакМаффин, омлет с ветчиной, маленькую порцию картофеля фри и стакан «Кока-Колы». Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите: рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Артём питается четыре раза в день; реальную энергетическую ценность заказанного второго завтрака; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.
  • 17-летняя Татьяна в студенческие зимние каникулы посетила Тобольск. Перед началом экскурсии «Тобольский кремль – шедевр каменного зодчества» она пообедала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат «Цезарь» и апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите: рекомендуемую калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день; энергетическую ценность заказанного обеда; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

Алгоритм решения задачи третьего вида

  • 10-летний Александр вместе с родителями посетил Великий Новгород. Перед пешеходной экскурсией по древнему городу семья решила перекусить в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность первого завтрака Александра, если он питается четыре раза в день. Предложите школьнику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Александр обязательно закажет чай без сахара. В ответе укажите: калорийность первого завтрака; при четырехразовом питании заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность первого завтрака, и количество углеводов в нём.

Ответ

  • Калорийность первого завтрака – 357 ккал
  • Заказанные блюда: Чикен Фреш МакМаффин, чай без сахара
  • Энергетическая ценность заказанных блюд 355 ккал
  • Количество углеводов – 42 г

Отработка навыка решения задач 3 вида

  • 15-летняя Светлана в весенние каникулы посетила Кострому. После экскурсии в Ипатьевский монастырь она решила перекусить в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда, если Светлана питается четыре раза в день. Предложите девушке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Светлана обязательно закажет двойной МакМаффин и стакан апельсинового сока. В ответе укажите: калорийность обеда; заказанные блюда при четырёхразовом питании; которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность обеда, и количество белка в нём.
  • 12-летняя Ольга вместе с родителями в каникулы посетила Владимир. После посещения Золотых ворот семья решила поужинать в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина Ольги, если она питается четыре раза в день. Предложите подростку оптимальное по калорийности, с минимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Ольга обязательно закажет салат «Цезарь» и стакан чая с одной ложкой сахара. В ответе укажите: калорийность ужина при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность и количество жиров в нём.
  • 10-летний Александр вместе с родителями посетил Великий Новгород. Перед пешеходной экскурсией по древнему городу семья решила перекусить в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность первого завтрака Александра, если он питается четыре раза в день. Предложите школьнику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Александр обязательно закажет чай без сахара. В ответе укажите: калорийность первого завтрака; при четырехразовом питании заказанныеблюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность первого завтрака, и количество углеводов в нём.
  • 17-летний Фёдор в зимние каникулы посетил Москву. Перед экскурсией в Третьяковскую галерею он решил перекусить в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Николай питается четыре раза в день. Предложите школьнику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Фёдор обязательно закажет маленькую порцию картофеля фри и стакан чая без сахара. В ответе укажите: калорийность второго завтрака; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность второго завтрака, и количество жиров в нём.
  • 14-летняя Зинаида принимала участие в однодневной экскурсии, а вечером поужинала в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина, если девушка питается четыре раза в день. Предложите Зинаиде оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Зинаида обязательно закажет порцию картофеля по-деревенски и чай с сахаром. В ответе укажите: калорийность ужина при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество углеводов в нём.
  • 11-летний Николай в зимние каникулы посетил Санкт-Петербург. Перед экскурсией в Петропавловскую крепость он решил перекусить в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Николай питается четыре раза в день. Предложите школьнику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Николай обязательно закажет стакан «Кока-Колы». В ответе укажите: калорийность второго завтрака при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность второго завтрака, и количество жиров в нём.

Задание 32

  • Задание 32. Проверка умения обосновывать необходимость рационального и здорового питания. В этом задании также можно выделить несколько видов:
  • Вопросы по пищеварительной системе;
  • Вопросы по обмену веществ и энергии;
  • Вопросы по эндокринной и нервной регуляции;
  • Вопросы по терморегуляции и выделению.

Примеры заданий по пищеварительной системе:

  • Объясните, почему необходимо есть в одно и то же время; не ранее 3 ч и не позже 4,5 ч после предыдущего приёма пищи, а его продолжительность не должна быть 20–25 минут.
  • Почему вещества, пригодные для употребления в пищу, например молоко или куриный бульон, введённые прямо в кровь, вызывают гибель человека? Укажите не менее двух причин. 
  • Почему человек не может усвоить пищу в непереваренном виде? Укажите не менее двух причин.
  • Какую роль в пищеварении играет соляная кислота? Укажите не менее двух её функций. 
  • Чем опасна для человека пониженная кислотность желудочного сока? Укажите не менее двух причин.
  • Какое негативное влияние оказывает на процесс пищеварения курение табака? Укажите не менее двух изменений.
  • Какие изменения в процессах пищеварения в желудке вызывает алкоголь? Укажите не менее двух изменений.
  • Во время обеда Пётр пожаловался на то, что его иногда мучает изжога. Что такое изжога и с чем она связана?
  • Какие изменения в процессах пищеварения в тонком кишечнике вызывает алкоголь? Укажите не менее двух изменений. 
  • Немецкая пословица гласит: «Хорошо пережёвано – наполовину переварено». Объясните её смысл с позиции физиологии пищеварения. Укажите два объяснения.
  • О нарушениях работы каких органов предупреждает стоматолог курящего человека и почему? Укажите не менее двух органов и два примера негативного влияния курения на указанные органы. 
  • Во время обеда друзья наверняка будут активно обмениваться впечатлениями, рассматривать сделанные во время прогулки фотографии. Объясните, почему Андрею и Петру во время еды не стоит отвлекаться и заниматься другими делами. Приведите не менее двух аргументов.
  • Объясните применительно к питанию, почему чистота – залог здоровья.
  • Перед тем как заказать в кафе обед, Константин внимательно изучил внешний вид разложенных на витрине хорошо знакомых продуктов и предлагаемые из них блюда, а после заказанного меню отправился в туалет, чтобы вымыть руки. Объясните действия подростка
  • Назовите два заболевания органов пищеварения. Укажите причины возникновения каждого из них.
  • Укажите два инфекционных заболевания системы пищеварения. Какие организмы их вызывают?
  • Обоснуйте рекомендации, которыми необходимо руководствоваться во время болезни: употреблять легкоусваиваемую пищу; пить морс, чай, компот и вообще побольше жидкости
  • У людей, привыкших съедать много пищи и выпивать много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на работе других органов и процессе пищеварения. Почему?
  • При пищевых отравлениях возникают рвота, боли в животе. Объясните их значение для организма.
  • О каких нарушениях в функционировании внутренних органов и внешних проявлениях этих нарушений предупредит гастроэнтеролог курильщика?
  • Какие профилактические меры существуют против инфекционных заболеваний системы пищеварения? Назовите не менее четырёх мер.

Примеры заданий по обмену веществ и энергии:

  • Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кофе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 56 кг. Рассчитайте рекомендуемую калорийность и количество белков, жиров и углеводов (в г) 
    в ужине Николая с учётом того, что подросток питается четыре раза в день.
  • Почему при составлении рациона футболисту Фёдору недостаточно учитывать только калорийность продуктов? Приведите два аргумента.
  • Какое биологическое значение имеют жиры в организме человека? Назовите не менее двух значений
  • В каких пищевых продуктах содержится холестерин? Чем опасен для организма человека высокий уровень холестерина в крови?
  • Каким образом можно избежать избытка жиров и холестерина в пище? Укажите два способа.
  • Какая растительная пища является хорошим источником белка? Почему подросткам не рекомендуется исключать из рациона пищу животного происхождения? 
  • Назовите два внешних признака того, что в рационе человека недостаточно белка.
  • Часто при недостатке питания говорят о белковом дефиците в рационе человека, а почему не говорят об углеводном или о жировом дефиците?
  • Почему витамины обязательно должны входить в пищевой рацион человека? Назовите не менее двух функций витаминов в организме человека.
  • В эксперименте подопытное животное кормили только пищей, содержащей белки и не содержащей углеводы. После смерти животного в его печени был обнаружен гликоген. Что такое гликоген? Объясните его происхождение.
  • В чём выражаются признаки и симптомы недостаточности белков в питании?
  • Почему большинство диетологов считают углеводы незаменимыми компонентами пищи? Приведите две причины.
  • В химический состав клетки человека входят белки, жиры и углеводы. В пище человека должны содержаться эти вещества. Укажите, какие из них могут превращаться друг в друга, а какие нет.
  • Что такое водный баланс? Каким образом он регулируется в организме человека?
  • Почему тренер обратил особое внимание Ольги на содержание белков
  • в заказываемых блюдах? Укажите не менее двух аргументов.

Примеры заданий по эндокринной и нервной регуляции:

  • Гормоны каких желёз внутренней секреции активно участвуют в углеводном обмене? Укажите не менее двух желёз и гормоны, которые эти железы вырабатывают.
  • Почему человеку следует ограничивать себя в потреблении сахара? Приведите не менее двух аргументов
  • Какой препарат применяют больные сахарным диабетом? Почему его вводят внутривенно, внутримышечно или подкожно, а не употребляют в виде таблеток, капсул, микстур?
  • Почему препарат гормона поджелудочной железы, инсулин, вводят внутривенно, внутримышечно или подкожно, а препараты гормонов коры надпочечников, так называемые кортикоиды: гидрокортизон, кортизон, кортикостерон – принимают как противовоспалительные и противоаллергические средства в виде таблеток?
  • Какой отдел нервной системы обеспечивает регуляцию обмена жиров? Как обеспечивается такая регуляция?

Вопросы по терморегуляции и выделению

  • С какой целью при проверке состояния здоровья пациенту предлагают сделать анализ мочи? Что может обнаружить в моче специалист, если у больного воспаление почек? Приведите не менее двух примеров.
  • Во время многочасовой экскурсии, которая проходила при температуре воздуха около +10 °C, Зинаида почувствовала, что замёрзла. Используя знания о терморегуляции организма человека, объясните, почему девочка испытывала дискомфорт на улице.
  • В теле человека за 1 час образуется столько же тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. Однако температура тела человека практически не меняется. Почему? Укажите не менее двух органов, которые принимают активное участие в поддержании постоянной температуры тела.