3 плюса и 3 минуса в сфере тестирования

Перед каждым разработчиком по рано или поздно встает задача оценки качества выпускаемого продукта. зачастую руководители небольших проектов считают непозволительной роскошью

Перед каждым разработчиком ПО рано или поздно встает задача оценки качества выпускаемого продукта. Зачастую руководители небольших проектов считают непозволительной роскошью прибегать к услугам профессиональных тестировщиков. Ведь, на первый взгляд, кто, если не сам разработчик или пользователь может наилучшим образом найти недостатки в программе? По сути, в этом случае все исследование сводится к бета-тестированию («Бе́та-тести́рование (англ. betatesting) – интенсивное использование почти готовой версии продукта (как правило, программного или аппаратного обеспечения) с целью выявления максимального числа ошибок в его работе для их последующего устранения перед окончательным выходом (релизом) продукта на рынок, к массовому потребителю»).

Практика использования клиентов – потребителей продукта в качестве тестировщиков в последнее время стала достаточно популярной. Мы постараемся оценить очевидные на первый взгляд плюсы и минусы бета-тестирования и тестирования специалистами. Все ли из них оказываются «плюсами» или «минусами» при ближайшем рассмотрении?

Плюсы и минусы бета-тестирования

Плюсы:

1. Обратная связь.
Неоспоримым достоинством бета-тестирования является получение реальной обратной связи с пользователями продукта. Для этого применяются различные инструменты: сбор отзывов, анкетирование, периодическое вовлечение реальных бизнес-пользователей в процесс тестирования.

Действительно, в ряде случаев только пользователи могут провести проверку ПО на выявление наиболее удобных, наиболее интересных или, наоборот, наиболее неприемлемых модулей и функций. Получив такие отзывы, разработчики могут оперативно доработать продукт с учетом высказанных пожеланий: поменять логику системы, отредактировать тестовые сценарии.

Дефекты ПО также выявляются при использовании редко встречающихся окружений. Таким образом, при выборе стратегии бета-тестирования следует учитывать, что наилучший результат будет достигнут при условии привлечения большого количества пользователей с разным окружением. Прекрасным примером такой работы является стратегия известной компании Google. Используя мощное оборудование, компания систематизирует и классифицирует отзывы десятков тысяч пользователей, доводя свои программные продукты до совершенства.

2. Экономия средств.
Плюсом бета-тестирования, на первый взгляд, является его невысокая стоимость. Действительно, в идеале мы получаем тестовое покрытие без дополнительных вложений. Чаще всего метод бета-тестирования используется в области игровой индустрии. Опыт многих фирм-разработчиков подтверждает экономическую целесообразность этого метода. Снижение общих затрат компании может быть достигнуто и при использовании бета-тестов в качестве инструмента продвижения системы. Бесплатное тиражирование бета-версий обеспечивает повышенный интерес конечных пользователей к итоговой версии продукта.

Но всегда ли всё складывается так удачно? Как показывает практика, отсутствие грамотной стратегии бета-тестирования может привести к печальным результатам. Рассмотрим это на реальных примерах.

Не так давно некая компания, выпускающая компьютерные игры, разместила бета-версию в свободном доступе. Целью акции было получение баг-репортов от пользователей. Дело сразу не заладилось: отзывов поступало очень мало. Разработчикам пришлось предложить бонусы в виде необходимых внутриигровых артефактов за каждый оставленный баг-репорт. Только после этого шага была, наконец, получена необходимая информация. В результате такой «беспроигрышной» стратегии компания потратила гораздо больше времени, чем планировала. Более того, она понесла дополнительные расходы на «содержание» всей команды разработки во время ожидания результатов.

Другой свежий пример: один японский разработчик выдал в бета-тестирование широко известную игру для мобильных устройств. Каково же было удивление пользователей, когда оказалось, что у них не всегда получалось даже просто запустить игру на своих устройствах. Мало того: участники бета-тестирования преждевременно распространили в сети информацию об игре, что нарушило планы кампании. Фактически, «экономия» привела к коммерческому провалу запуска игры. При этом компания, как и в предыдущем случае, потратила сверхплановые время и средства.

Описанные ситуации показывают, что бета-тестирование, спланированное без привлечения опытных специалистов, далеко не всегда приводит к экономии средств.

Минусы:

1. Низкая квалификация тестировщиков.

Важно помнить, что основные участники бета-тестирования – это добровольцы из числа обычных пользователей будущего продукта. Эти люди не всегда обладают даже минимальными техническими навыками, позволяющими дать качественную оценку ПО. Конечно, о чёткой локализации и понятном описании бага при бета-тестировании можно даже не вспоминать – этим всё равно понадобится заниматься штатным тестировщикам.

2. Неполное тестовое покрытие.
Некую аналогию бета-тестирования можно увидеть в легендарном фильме «Операция «Ы»…». По сюжету перед «бандой» стоит задача – инсценировать ограбление склада, на котором «все уже украдено до вас». В качестве «тестового стенда» используется гараж, переоборудованный так, чтобы получить характеристики реального склада («Продуктив»). Банда подбирает отмычки и проводит «тестовые сценарии» по проникновению и имитации ограбления. В целом, операция должна пройти успешно, НО… «Трус», натренированный «на кошках», в ответственный момент натыкается на альтернативный сценарий: «А где бабуля?» – «Я за нее». В итоге операция «Ы» оказывается проваленной. Практика показывает, при тестировании непрофессионалами часть функционала всегда остается не охваченной.

Плюсы и минусы тестирования специалистами

Теперь постараемся сформулировать основные плюсы и минусы работы с профессиональными тестировщиками.

Плюсы:

Плюсов работы с опытной командой – великое множество, мы остановимся лишь на некоторых из них.

1. Комплексный подход к тестированию.

Очевидно, главный плюс, интересующий всех, – это высокое качество тестирования, достигаемое с помощью максимального охвата всех стадий работы. Дефекты, пропущенные в таких приложениях, как, к примеру, десктопное или мобильное ПО, приводят к огромным финансовым потерям как самого разработчика, так и его клиентов. Возможность составления планов и согласования тестового покрытия с бизнес-аналитиками дает уверенность в минимизации материальных рисков. Тестировщики участвуют в процессе определения состава релиза, проверяют надежность процедуры как полного отката версии, так и частичных изменений и преобразования данных.

2. Отчётность о результатах тестирования.
По результатам работы специалистов заказчик получает не только список пройденных сценариев, но и набор отчетов, в которых содержатся заключения о качестве выпущенного продукта и узких местах ПО, а также предложения по доработкам. На основании таких отчетов производитель имеет возможность оперативно принимать дальнейшее решение по продукту. Все необходимые исправления и изменения излагаются так, что разработчики могут сразу приступать к их реализации.

3. Высокое качество тестирования, основанное на опыте специалистов.

Возвратимся к примеру «Операции «Ы». Квалифицированные специалисты никогда бы не упустили альтернативные сценарии, и исход мероприятия мог быть совсем другим. Опыт – великая вещь! При этом команда тестировщиков несет полную ответственность за свою работу, чего никак нельзя сказать об участниках бета-тестирований.

Минусы:

К минусам привлечения специалистов чаще всего относят «понятие двух «Д»: «дорого и долго». Далеко не каждая компания может себе позволить расширять штат и нанимать сотрудников-тестировщиков на постоянную основу, особенно если речь идет о стартапах. Поэтому в настоящее время большой популярностью пользуется аутсорсинг. Он дает возможность привлечь команду специалистов на конкретный проект.

Другая тенденция – переход от традиционных методов разработки и тестирования (Waterfall) к гибким (Agile). Джанет Грегори и Лиза Криспин опубликовали прекрасную работу, детально описывающую место разработчиков и тестировщиков в Agile-проектах. Однако, не следует забывать, что любой тестировщик должен обладать минимальными техническими навыками и уметь хорошо ориентироваться в предметной области.

С другой стороны, приведенные в этой статье примеры показывают, что надежды на экономию времени и средств от использования «усеченного» бета-тестирования зачастую оказываются несбыточными. А значит, «долго и дорого» – это всего лишь расхожий штамп, далеко не всегда подтверждаемый на практике.

Заключение

Итак, без качественного тестирования вы однозначно рискуете выдать клиенту продукт с багами. Но качественное тестирование также подразумевает получение информации о соответствии выпускаемого продукта ожиданиям конечных пользователей. Вам нужно самостоятельно принять решение о том, какой способ тестирования необходимо использовать на вашем проекте, либо применить стратегию, сочетающую оба подхода. Мы же надеемся, что эта статья поможет вам сделать грамотный выбор.

Буланенко Алла Владимировна, преподаватель
г.Красноярск

Обмен опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Буланенко Алла Владимировна,

ЧПОУ Красноярский кооперативный техникум, экономики коммерции и права, г.Красноярск

«Тестирование – «плюсы» и «минусы »  На сегодняшний день, ЧПОУ «Красноярский кооперативный техникум экономики коммерции и права» использует тестовый контроль знаний студентов. Такая форма контроля пришла в Россию относительно недавно, так как это методика ВУЗов, учебный процесс ,которых проходит по «Болонской» системе. Эта система контроля уровня знаний была разработана западными профессорами для того, чтобы сделать обучение более строгим. Каждый студент должен понять, что его успешность зависит лишь от его собственного желания «покорить вершину знаний» В противном же случае, без достаточного запаса знаний невозможно добиться высокого уровня профессионализма, следовательно, такие кандидаты переходили к рабочему классу населения.

Проводя тестирование, можно проверить, практически, на 100%, разбирается ли студент в той или иной дисциплине . Это можно реализовать в наводящих вопросах, и ответ будет правильным лишь тогда, когда человек, действительно, выучил определенную дисциплину. 

При прохождении тестов студенты могут не только проверить свой уровень знаний по дисциплине, но и закрепить знания при самостоятельной подготовке.  После прохождения любого теста можно оценить знания студента, а это считается позитивным моментом при таком контроле.

Время показало, что использование такой тестовой системы контроля знаний является довольно успешным инструментом при обучении и проверки квалификационных навыков студентов, но как и любая система, система контроля имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам тестирования можно отнести объективность оценивания, а, следовательно, равенство всех студентов при прохождении тестов, так как все они получают одинаковые задания (в то же время и в том же месте) и имеют определенное количество времени на выполнение этого же задания. К положительным моментам тестирования можно отнести еще несколько аспектов, одним из которых является возможность: охвата всех тем определенной дисциплины, в то же время, когда при устном экзамене преподаватель не может уделить одному студенту такое огромное количество времени для проверки его знаний. При устном экзамене у преподавателя есть возможность задать вопрос студенту, максимум, по трем темам.

К недостаткам можно отнести трудоемкость составления таких тестов преподавателями, это трудоемкий процесс и требует повышенной внимательности (если же преподаватель допустит ошибку при составлении ключей к тестам, студенты могут быть оценены необъективно).

Еще одним минусом тестирования остается то, что на определенный вопрос приводится перечень возможных ответов, из которых нужно выбрать один, или же два правильных. Иногда студентам удается «наугад» проставить правильные варианты ответов или воспользоваться подсказкой. Таким образом, некоторые студенты могут получить незаслуженную оценку.

Плюсы и минусы метода тестирования

Тестирование является одним из основных методов оценки знаний, умений и навыков, а также определения уровня развития разного рода качеств. Конечно, данный метод применяется для решения гораздо более широкого спектра задач, но все же его базовыми функциями является оценивание и предоставление результата оценивания.

Что такое тест?

Под тестами следует понимать методики, состоящие из набора заданий с выбором из готовых вариантов ответа. Сам метод, с помощью которого испытуемый должен выбрать ответ, не является новинкой. Однако развитие технологий умножило его достоинства, а значит и удобство использования.

Компьютер может за короткое время проверить тысячи или даже десятки тысяч тестовых заданий. Это намного выгодней того когда приходиться нанимать огромное количество экзаменаторов, которые должны оценить кандидатов. Полученные результаты можно сразу же проанализировать, указав статистику выбранных ответов, корреляции между сделанным выбором и т.п.

Тесты перед компьютером

Преимущества метода тестирования

  • Простота процедуры. В отличие от других методов исследования, тесты являются одним из самых простых инструментов. Это совершенно не означает, что они тривиальны. В отличие от целенаправленных исследований или каких-нибудь многофакторных методов, тесты позволяют воспользоваться преимуществами современных технологий. Сегодня можно создавать и проходить тестовые опросы даже на мобильном телефоне.
  • Положительно влияет на успеваемость. Согласно исследованию в области тестирования более 90% студентов обнаружили, что стандартизированные тесты положительно влияют на их достижения. Студенты чувствуют себя лучше в отношении их способности понимать и знать предметные материалы, которые представлены в тесте.
  • Легко добраться до респондентов. Упомянутая простота связана с легкостью охвата респондентов. Опросы не слишком сложные и не отнимают много времени, поэтому существует больше шансов привлечь кого-то к участию. Тем более на сегодня многие люди сами заинтересованы в прохождении разнообразных тестов для определений своих способностей.
  • Автоматизация. Сегодня технологии позволяют без особых трудностей и даже при отсутствии специализированных знаний создавать тестовые опросы. Самое главное что система, которая предоставляет респонденту задания, является автоматизированной. Это позволяет существенно сократить издержки на разработку тестовых заданий, их обработку и определение результатов. Помимо этого с помощью тех данных, которые получены в результате опросов, можно создавать огромные по объёму информации выкладки с применением разного рода фильтров и параметров. Без использования автоматизированных систем, работа с таким объёмом данных является очень затратной, а во многих случаях фактически невозможной.
  • Объективность. Процедура тестирования является объективной. За идентичные решения все испытуемые получают одинаковое количество баллов. Кроме того, многие считают, что именно компьютер обеспечивает абсолютную честность оценки.

Таким образом, казалось бы, тестовые задания, которые базируются на современных технических возможностях, являются идеальным и всеобъемлющим инструментом для проверки знаний на практике и не содержат никаких недостатков. Однако это не совсем так, возможно, именно поэтому у них есть как горячие сторонники, так и ярые противники.

Ученики проходят тест

Недостатки метода тестирования

  • Нельзя проверить глубину знаний. Тесты дают поверхностную оценку знаний респондента. Возможна ситуация при которой тестируемый человек хорошо знает тему вопроса и может раскрыть ее достаточно глубоко, но не помнит отдельных фактов или точных значений (например дат, имен, названий, разного рода высказываний и определений).
  • Угадывания .Очень часто тесты составлены так что, даже не зная правильного ответа можно определить его с помощью метода исключения. Бывает что все или несколько предоставленных вариантов (кроме правильного) не подходят по контексту, они могут быть просто некорректными, шуточными или глупыми. Поэтому итоговая оценка респондента может быть несправедливой. Но даже если задания составлены правильно, все равно не исключено угадывание, в отличие от других методов оценивания (например, заданий, где нет вариантов ответов и нужно указать полный ответ на вопрос).
  • Отсутствие творческой составляющей. Тест не показывает творческих или исследовательских наклонностей респондента. Негативным фактором также является привыкание тестируемых к данному виду опросов, что ведет к потере мотивации развития в сторону свободного творческого мышления. Человек знает, что для прохождения теста ему достаточно знать какие-то разрозненные факты и пользуется этим, не углубляясь в тему.
  • Трудности повторного применения. Для повторного использования теста по той же теме, необходимо пересоздавать тест или хотя бы переформулировать вопросы. Иногда используется перестановка вопросов, но это может привести к механическому запоминанию без вникания в суть задания.
  • Предсказуемость стандартизированного тестирования. Студенты, которые знают о шаблонах, могут определить, какими будут ответы на стандартизированный тест, зная при этом только несколько ответов из всего задания. Это означает, что результаты тестов могут быть высокими без должных знаний респондента.

Тест на бумаге

Стоит ли применять метод тестирования?

Тесты не являются, как и любой другой инструмент, ни хорошими, ни плохими. Способ их применения определяет, станут они помехой или помощью. Ряд недостатков этого метода вполне компенсируется рядом преимуществ и наоборот. Конечно простота и дешевизна создания и применения тестов, вызывают соблазн использовать этот инструмент везде, где только можно. Но все же этот метод требует определенных условий и может не принести желаемого результата, если использовать его для тех задач, для которых он не предназначен.

изученного материала на уроке.

Ракитиной Н.В.

В последние годы в России неуклонно растёт число массовых тестирований по математике, в которые вовлечены сотни тысяч школьников. Наиболее известные из них – Единый Государственный Экзамен, централизованное тестирование, телетестинг, математический конкурс – игра «Кенгуру». По результатам тестирования (ЕГЭ) осуществляется ранжирование абитуриентов для приёма в ВУЗы, то есть принимаются решения, которые затрагивают интересы миллионов россиян.

Поэтому в обществе развёрнута широкая дискуссия о роли и месте тестового контроля в образовании.

ПРЕИМУЩЕСТВА: Применение тестовой формы проверки знаний находит всё более широкое распространение из-за своих неоспоримых преимуществ. Такая форма опроса не требует усилий со стороны тестируемого для оформления решений, экономя его время и сосредотачивая внимание непосредственно на решениях; проверяющий же при этом получает возможность расширить объём работы, охватить опросом больше количество тем. Далеко не последним преимуществом тестовой формы является лёгкость проверки работ. («Математика», №9/2007, стр.10-15). В век развития компьютерной техники и технологий обработки информации данный вид контроля имеет явные преимущества, позволяя реализовать интегрированные, а также бинарные уроки. Существование различных форм тестов позволяет использовать их не только для контроля знаний, но и внести игровой момент, дух соперничества в традиционный урок. Наряду с этим развивать память, внимательность, логическое мышление, рассудительность, чёткое обоснование выбора ответа, вариативный взгляд на знакомые, ранее изученные задания.

НЕДОСТАТКИ: Основным недостатком данной формы является то, что необязательность в предоставлении решения задания, позволяет учащимся воспользоваться ЛОТЕРЕЕЙ, т.е. попросту, угадывание ответа.

Тестовая форма нашла широкое применение и в учебном процессе. Она позволяет быстро проанализировать уровень усвояемости знаний, выявить пробелы и в дальнейшем скорректировать процесс обучения.

К сожалению, имеющийся опыт показывает, что многие школьники не владеют методикой работы с тестами, неспособны, анализировать условия заданий и переводить их в более доступную форму, тем самым, получая возможность исключения практически половины неверных вариантов ответа (если тест дан с вариантами ответов). Тяжело учащиеся воспринимают задания, которые начинаются со слов «Может ли …» или «Верно ли …», хотя ответ на такие задания выбрать несложно: «Да» или «нет».

Встречаются различные варианты представления тестов.

Рассмотрим некоторые основные виды встречающихся в практике тестов.

Рассмотрим и проанализируем каждый из перечисленных видов.

Примеры тестов. Тест с вариантами ответов

Тест с вариантами ответов.

В) Ни одно из перечисленных утверждений не верно.

В) f(x) дифференцируема всюду, кроме x0= -1.

Г) Иной ответ.

А) hello_html_m598e963.gif; Б) hello_html_4fcf3afa.gif; В) hello_html_m2d914ad.gif.

А) 2; Б) -1; В) 0; Г) Иной ответ.

Данный вариант теста требует от учащихся дословного знания формулировок понятия непрерывности и дифференцированности функции, а также связи между этими двумя понятиями.

При выполнении теста требуются некоторые вычисления, но за счёт их несложности, они не требуют особых временных затрат и могут быть выполнены устно.

С тестом не справилось — 20% от всего класса.

Тест с вариантами ответов.

Для определения понимания геометрического смысла производной, например, можно использовать задания с графическим представлением задания. Такие задания встречаются в ЕГЭ за курс основной полной школы. «Найди – пару».

Разбирая задания данного типа, определяется не только умение найти производную по таблице производной, но и выражение в графической форме полученных результатов.

Для осуществления дифференцированного подхода предлагается второй вариант – более сложный вариант заданий.

Ответы заносятся в бланк ответа. Если эту работу проделать под копирку, то осуществляя проверку с готовыми ответами на доске, можно повторить и свойства линейной, квадратичной и кубической функции.

Этот вариант теста исключает возможность неоднозначного ответа.

Обработка результатов:

С тестом справилось

  • на «4» и «5» -46% от всего класса.

  • на «3» — 22% от всего класса.

С тестом не справилось — 32% от всего класса.

Основные ошибки:

  • неправильное нахождение производной функции, заданной аналитическим способом;

  • незнание свойств функций: линейной, квадратичной, кубической.

Тест с вариантами ответов.

10 класс

Геометрия

ТЕМА: «Взаимное расположение прямых в пространстве»

(А.П.Ершова, В.В.Голобородько «Устные проверочные и зачётные работы по геометрии для 10-11 класса»; М.: ИЛЕКСА; 2005)

В каждой строке таблицы необходимо поставить ровно один знак «+», указывающий, является ли две различные прямые a и b параллельными, пересекающимися или скрещивающимися, если они удовлетворяют описанным условиям.

1. параллельны 2. пересекаются 3. скрещиваются

Образец

Прямые а и b лежат в одной плоскости и не имеют общих точек.

+

1

Прямые а и b имеют одну общую точку.

2

Прямая а лежит в плоскости α, а прямая b пересекает плоскость α в точке, не лежащей на прямой а.

3

Прямая а принадлежит плоскости α и плоскости β, а прямая b принадлежит плоскости α и параллельна плоскости β.

4

Прямая а – линия пересечения плоскостей α и β, а прямая b пересекает эти плоскости в двух различных точках.

5

Прямая а – линия пересечения плоскостей α и β, а прямая b – линия пересечения плоскостей γ и β; при этом плоскости α, β и γ не имеют общих точек.

Ответы:

Методика выполнения теста:

При работе с тестом:

  • необходимо аккуратно выполнить чертежи к каждому заданию;

  • подобрать теоретическое обоснование взаимного расположения;

  • за две минуты до окончания тестирования вписать ответы в таблицу.

Обработка результатов:

С тестом справилось

  • на «4» и «5» -80% от всего класса.

  • на «3» — 20% от всего класса.

С тестом не справилось — 0% от всего класса.

Основные ошибки:

  • плохое знание теоретического материала;

  • несоответствующие чертежи условиям задания.

Тест с вариантами ответов.

10 класс

Геометрия

ТЕМА: «Призма. Параллелепипед»

(А.П.Ершова, В.В.Голобородько «Устные проверочные и зачётные работы по геометрии для 10-11 класса»; М.: ИЛЕКСА; 2005)

В каждой строке таблицы необходимо поставить один или несколько знаков «+», указывающих, какие из названных видов многогранников обладают описанным свойством.

1. прямая призма (не параллелепипед)

2. прямой параллелепипед (не прямоугольный)

3. прямоугольный параллелепипед

Образец

Противоположные грани такого многогранника равны.

+

+

1

Основанием такого многогранника может быть ромб, не являющийся квадратом.

2

Все плоские углы такого многогранника – прямые.

3

Диагональные сечения такого многогранника могут быть неравными четырёхугольниками.

4

К такому виду многогранников относится правильная четырёхугольная призма.

5

Все боковые грани такого многогранника – прямоугольники.

Методика выполнения теста:

При работе с тестом:

  • необходимо вспомнить точные определения всех используемых многогранников;

  • нарисовать все виды призм;

  • вспомнить основные свойства этих многогранников;

  • внести в таблицу ответов.

Выполнение данного вида теста вызвало у учащихся затруднения, т.к. требуется выбрать не один вариант ответа из предложенных, а сразу несколько.

Обработка результатов:

С тестом справилось

  • на «4» и «5» -19% от всего класса.

  • на «3» — 22% от всего класса.

С тестом не справилось — 59% от всего класса.

Основные ошибки:

  • плохое знание теоретического материала;

  • несоответствующие чертежи условиям задания.

Тест с вариантами ответов.

10 класс

Алгебра и начала анализа

ТЕМА: «График показательной функции»

Тест ориентирован на умение читать графики. «Игра ЛОТО».

Ученик получает карту ответов в виде графиков показательной функции и набор из 10-ти уравнений показательной функции. Учащийся должен наложить на карту «График» уравнение соответствующей функции. Результатом работы является последовательность пар «График – уравнение».

Ответы: A 2; B 4; C 3; D 8; E 5; F 6.

Методика выполнения теста:

При работе с тестом:

  • необходимо иметь лист для черновых записей;

  • проанализировать каждый график на элементы движения вдоль координатных осей;

  • постараться отбросить явно неподходящие варианты уравнений функции;

  • из оставшихся выбрать ответ и составить пары.

Тест с вариантами ответов.

9 класс

Алгебра

ТЕМА: «Арифметическая прогрессия»

(Терехова Т.В., Гусева И.Л., Татур А.О. «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра 9 класс»; Лаборатория аттестационных технологий Московский институт повышения квалификации работников образования; М.: «Интеллект-Центр; 2003)

  1. Четвёртый член арифметической прогрессии 13; 9; … равен:

1) 1 2) 6 3) -1 4) 0

  1. Сумма второго и третьего членов арифметической прогрессии равна 16, разность её равна 4. Первый член прогрессии равен:

1) 6 2) 2 3) 5 4) 4

  1. Число 59,5 является членом арифметической прогрессии -3,5; -2; … .Его порядковый номер равен:

1) 44 2) 43 3) 34 4) 35

  1. Число членов арифметической прогрессии -2; 2; …, меньших 55 равно:

1)15 2) 19 3) 16 4) 13

  1. Арифметическую прогрессию можно задать формулой:

1) hello_html_407d7db6.gif3) hello_html_m258836c9.gif

2) hello_html_m3a4edd2b.gif4) hello_html_mbbc25e6.gif

  1. Сумма четвёртого и пятого членов арифметической прогрессии равна 14. Сумма первых восьми членов прогрессии равна:

1) 56 2) 75 3) 52 4) 112

Методика выполнения теста:

При работе с тестом:

  • необходимо иметь лист для черновых записей;

  • нельзя пользоваться дополнительными материалами;

  • нужно выполнять задания самостоятельно, не отвлекаясь;

  • надо выбирать ответ, который представляется наиболее правильным;

  • не нужно долго размышлять над заданием. Если не удаётся его выполнить за 2-3 минуты, переходите к следующему;

  • следует выполнять сначала самые лёгкие, доступные задания. Если остаётся время, можно потом вернуться к заданию, вызвавшему затруднения;

  • за 2 минуты до окончания тестирования заполнить бланк ответов;

  • с вопросами обращаться только к учителю или организатору тестирования.

Обработка результатов:

С тестом справилось

  • на «4» и «5» -36% от всего класса.

  • на «3» — 54% от всего класса.

С тестом не справилось — 10% от всего класса.

Основные ошибки:

  • вычислительные ошибки;

  • незнание основных формул арифметической прогрессии;

  • невнимательность.

При выполнении данного теста учащиеся все необходимые расчёты делали в тетрадях для контрольных работ, что и позволило проанализировать тип ошибок.

Тест с вариантами ответов.

5 класс

Математика

ТЕМА: «Входной контроль»

Тесты могут быть использованы и для контроля знаний по пройденной теме в качестве контрольной работы. Например, при проверке знаний и умений, полученных в начальной школе можно использовать следующий тест с вариантами ответов.

ВАРИАНТ 1

9869;

4779;

4889.

2

Вычислите: 318 • 32 =

10076;

10176;

9176;

9286.

3

Вычислите: 4824 : 32 =

134;

404;

128;

224.

4

Какое действие выполняется последним: 540 – 82 : 2 + 13 •3?

умножение;

деление;

сложение;

вычитание.

5

3 м 4 см – это …

34 см;

304 см;

340 см;

3004 см.

6

Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 13 см.

34 см2;

17 см2;

52 см;

52 см2.

7

Турист проехал на автомобиле 552 км за 6 часов. Какова скорость автомобиля?

92 км/ч;

3312 км/ч;

94 км/ч;

84 км/ч.

8

У Пети было 32 марки, а у Коли – на 4 марки меньше. Сколько марок было у Коли?

34;

8;

120;

28.

9

Галя прочитала 42 страницы, а её сестра в 2 раза больше. Сколько страниц прочитала сестра?

44;

21;

84;

40.

10

Из двух пунктов одновременно выехали два мотоцикла, скорость одного 60 км/ч, скорость второго 70 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между пунктами 390 км?

12 ч;

2 ч;

3 ч;

5 ч.

11

В четырёх больших и трёх маленьких цистернах 136 т нефти. Сколько тонн нефти в маленькой цистерне, если в большой – 25 т?

36 т;

100 т;

5 т;

12 т.

12

Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 14 см.

56 см;

48 см;

28 см2;

56 см2.

13

Не вычисляя, определите, сколько цифр должно быть в частном

19044 : 529?

3;

4;

5;

2.

14

Решите уравнение: 54 : х = 6

9;

7;

8;

4.

15

В автобусе можно разместить 35 детей. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевезти 329 детей?

8;

11515;

9 (4 ост);

10.

16

Вычислите: 8 ч 16 мин – 4 ч 21 мин =…

4 ч35 мин;

5 ч 47 мин;

3 ч 55 мин;

12 ч 37 мин.

17

Из четырёх примеров только один решён верно. Не выполняя деления, найдите его.

417:5=81 (11 ост);

149:5=29 (4 ост)

537:7=78 (9 ост)

235:4=85 (1 ост).

18

Составьте выражение для решения задачи: «У Пети было 16 марок, а у Коли на 48 марок больше. Во сколько раз у Коли больше марок, чем у Пети?»

48+16:16

48:16

(48+16):16

(48-16):16

Методика выполнения теста:

При работе с тестом:

  • необходимо иметь лист для черновых записей;

  • нельзя пользоваться дополнительными материалами;

  • нужно выполнять задания самостоятельно, не отвлекаясь;

  • надо выбирать ответ, который представляется наиболее правильным;

  • не нужно долго размышлять над заданием. Если не удаётся его выполнить за 2-3 минуты, переходите к следующему;

  • следует выполнять сначала самые лёгкие, доступные задания. Если остаётся время, можно потом вернуться к заданию, вызвавшему затруднения;

  • за 2 минуты до окончания тестирования заполнить бланк ответов;

  • с вопросами обращаться только к учителю или организатору тестирования.

Обработка результатов:

С тестом справилось

  • на «4» и «5» -43% от всего класса.

  • на «3» — 43% от всего класса.

С тестом не справилось — 14% от всего класса.

Основные ошибки:

  • вычислительные ошибки;

  • перевод из одной единицы измерения в другую;

  • порядок действий;

  • составление числового выражения для решения задачи;

  • решение сложных задач на движение.

Выводы:

Сравнительный анализ показывает:

hello_html_m4d466bb7.png Что данный вид теста вызывает у учащихся затруднения.

hello_html_m4d466bb7.png Учащиеся сами считают – данный вид теста – сложным.

hello_html_m4d466bb7.png Важен тип представления теста: таблица, словесный, графический.

Рассмотрим следующий вид тестов.

Примеры тестов. Тест на установление истинности.

Тест на установление истинности выражений. Ответы на данный тест могут быть различными способами представлены.

  1. Просто перечисление ответов «ДА» или «НЕТ».

  2. Разбиение ответов на столбцы:

Первый столбец содержит номера предложений с истинным смыслом, а второй – с ложным.

  1. Графическое представление ответов: «ДА» -/, «НЕТ» — _.

  2. Запись ответов в виде «заряда атома»: «ДА» — «+» и «НЕТ» — «-».

Данный вид теста очень удобен при проверке теоретических знаний по пройденной теме.

Вопросы теста сформулированы таким образом, что проверяют доскональное знание определений и возможность частных случаев, развивая при этом пространственное воображение.

Каждое задание читается дважды.

Методика выполнения теста:

При работе с тестом:

  • внимательно прослушать задание;

  • вспомнить определение или формулировку теорем, свойств

  • проанализировать условие задания и оценить.

Критерии оценивания:

правильных

ответов

10

8

или

9

6

или

7

Меньше 6

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Тест на истинность.

11 класс

Геометрия

ТЕМА: «Координаты точки и координаты вектора»

  1. Верно ли, что координаты точки равны соответствующим координатам её радиус-вектора?

  2. Может ли длина вектора быть меньше одной из его координат?

  3. Верно ли, что ненулевой вектор, лежащий в одной из координатных плоскостей, имеет две нулевые координаты?

  4. Может ли координата вектора совпадать с соответствующими координатами двух его концов?

  5. Верно ли, что если точки симметричны относительно начала координат, то их радиус векторы противоположны?

  6. Может ли вектор быть параллельным двум координатным плоскостям?

  7. Верно ли, что величина скалярного произведения векторов зависит от величины угла между ними?

  8. Может ли скалярное произведение двух векторов быть равным их сумме?

  9. Верно ли, что два вектора, скалярное произведение которых положительно, сонаправлены?

  10. Может ли скалярное произведение векторов равняться произведению их длин?

Ответы:

/ __ __ / / / / __ __ /

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обработка результатов:

С тестом справилось

  • на «4» и «5» -62% от всего класса.

  • на «3» — 34% от всего класса.

С тестом не справилось — 4% от всего класса.

Основные ошибки:

  • трудности в понимании смысла слов «может ли …» и «верно ли, что …»;

  • плохое знание точных формулировок определений и теорем.

Тест на истинность.

10 класс

Геометрия

ТЕМА: «Параллельные прямые в пространстве.

Параллельность прямой и плоскости»

  1. Верно ли, что две прямые параллельные прямые лежат в одной плоскости?

  2. Может ли прямая, параллельная плоскости, пересекать какую-либо прямую этой плоскости?

  3. Верно ли, что если одна из двух параллельных прямых лежит в некоторой плоскости, то и вторая прямая лежит в этой плоскости?

  4. Может ли прямая в пространстве пересекать одну из двух параллельных прямых, но не пересекать другую?

  5. Верно ли, что две прямые, параллельные одной плоскости, параллельны?

  6. Могут ли прямые AB и CD быть параллельными, если прямые AD и BC пересекаются?

  7. Верно ли, что если две прямые в пространстве не пересекаются, то они параллельны?

  8. Может ли угол между прямыми в пространстве быть прямым или тупым?

  9. Верно ли, что две прямые, параллельные одной плоскости, могут быть скрещивающимися?

  10. Могут ли в пространстве два угла с соответственно параллельными сторонами не быть равными?

Ответы:

/ __ __ / __ / __ / __ __

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обработка результатов:

С тестом справилось

  • на «4» и «5» -65% от всего класса.

  • на «3» — 35% от всего класса.

С тестом не справилось — 0% от всего класса.

Основные ошибки:

  • трудности в понимании смысла слов «может ли …» и «верно ли, что …»;

  • плохое знание точных формулировок определений и теорем.

Тест на истинность.

9 класс

Алгебра

ТЕМА: «Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла»

Задание определить знак выражения: если выражение положительно, то рисуем «/», если отрицательно – «__».

Критерии оценивания:

правильных

ответов

15 или 16

13

или

14

11

или

12

Меньше 11

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

  1. hello_html_mb8f0eb3.gif

  2. hello_html_42e0e6e1.gif

  3. hello_html_m5d622886.gif

  4. hello_html_m152c8fbf.gif

  5. hello_html_5cd8ab56.gif

  6. hello_html_m687369f3.gif

  7. hello_html_2d0b1621.gif

  8. hello_html_m1b2d4ff2.gif

  9. hello_html_m81294b5.gif

  10. hello_html_m50973e61.gif

  11. hello_html_m539818f7.gif

  12. hello_html_680b6769.gif

  13. hello_html_5335f22f.gif

  14. hello_html_66d104e4.gif

  15. hello_html_2ff563e9.gif

  16. hello_html_174a0640.gif

Ответы:

__ / / __ __ / __ __ __ / __ / / / __ __

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Обработка результатов:

С тестом справилось

  • на «4» и «5» -85% от всего класса.

  • на «3» — 15% от всего класса.

С тестом не справилось — 0% от всего класса.

Основные ошибки:

  • неправильное определение четверти;

  • незнание знаков тригонометрических функций.

Задания аналогичные на определения знака выражения, но представление ответа в виде таблицы: вызвало некоторые затруднения и результат хоть и незначительно, но был ниже:

Номер задания

Обработка результатов:

С тестом справилось

  • на «4» и «5» -83% от всего класса.

  • на «3» — 17% от всего класса.

С тестом не справилось — 0% от всего класса.

Тест на истинность.

5 класс

Математика

ТЕМА: «Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел.

Умножение и деление натуральных чисел»

  1. Верно ли, что сумма вычитаемого и разности равна уменьшаемому?

  2. Верно ли, что hello_html_25a87046.gif?

  3. Верно ли, что hello_html_3bef624f.gif?

  4. Может ли частное от деления числа на себя равняться нулю?

  5. Верно ли, что если hello_html_4ba3f986.gif, то hello_html_m5260bbd5.gif?

  6. Может ли произведение двух натуральных чисел равняться нулю?

  7. Верно ли, что сумму одинаковых слагаемых можно найти с помощью умножения?

  8. Верно ли, что деление подчиняется переместительному закону?

  9. Верно ли, что если hello_html_m2ef0497f.gif, то hello_html_m7c6288b8.gif?

  10. Может ли произведение двух натуральных чисел равняться их сумме?

Ответы:

/ / __ __ / __ / __ __ /

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обработка результатов:

С тестом справилось

  • на «4» и «5» -85% от всего класса.

  • на «3» — 15% от всего класса.

С тестом не справилось — 0% от всего класса.

Основные ошибки:

  • плохое знание определений действий, элементов и их свойств;

  • частные случаи, отличные от правил.

Выводы:

Сравнительный анализ показывает:

hello_html_m4d466bb7.png Что данный вид теста не вызывает у учащихся затруднения.

hello_html_m4d466bb7.png Учащиеся сами считают – данный вид теста – интересным и не очень сложным.

hello_html_m4d466bb7.png Важен тип представления ответов теста: таблица или графический.

hello_html_m4d466bb7.png Данный тип теста очень удобен при проверке и закреплении определений, формулировок теорем или свойств.

hello_html_m4d466bb7.png Позволяет развивать способность отделять существенные признаки от второстепенных признаков, рассматривая частные случаи.

hello_html_m4d466bb7.png Позволяют отрабатывать понятия «Любой» и «Существует» — очень важные в математике.

Оценка персонала была и остается одним из важнейших элементов системы управления персоналом: без оценки невозможно обойтись ни при подборе персонала, ни при аттестации, создании кадрового резерва, ротации кадров. Часто от эффективности оценки персонала зависит эффективность работы всей HR-системы. Эффективность же оценки персонала напрямую зависит от адекватности используемых методов и подходов. Всегда ли тестирование, столь модное в начале 90-х годов, является тем самым адекватным методом?

В свое время, когда HR-менеджмент в нашей стране делал первые шаги, большинство менеджеров по персоналу набиралось из психологов, которые напрямую перенесли с собой в новую область деятельности привычные по научной деятельности методы работы — тесты. Это вполне понятно — ничего другого в те времена не знали и не умели, информация о западных технологиях работы с персоналом просачивалась «в час по чайной ложке», свои методики наработаны еще не были.

Чтобы поддержать свой авторитет и не потерять работу, некоторые психологи при приеме на работу давали кандидатам на заполнение батареи клинических тестов по 300–600 вопросов каждый. Впечатление, конечно, такой отбор производил неизгладимое. Как на кандидатов, так и на работодателей. Да и на самих «менеджеров по персоналу». К тому же на выходе — «объективные» данные. Видимо оттуда и берет начало миф о всесилии тестов.

К сожалению, это только миф. Применение тестов в научных целях имеет ряд ограничений, применение же тестирования в бизнесе ограничено вдвойне.

Традиционно к достоинствам тестирования относят стандартизированность методик, наличие нормативного результата, его воспроизводимость. Считается, что данные, полученные при тестировании, являются объективными. Также на многих руководителей производит впечатление наукообразность процедуры оценки в случае тестирования.

Однако почти все эти достоинства имеют «обратную сторону медали». Начнем со стандартизованности. Далеко не все методики, используемые менеджерами по кадрам, являются действительно стандартизованными (проверенными на большой, референтной выборке, подтвердившей, что для людей с одинаково выраженной тестируемой чертой результаты теста будут одинаковыми), очень часто в кадровой работе используются любительские и научно-популярные тесты. Более того, стандартизация сама по себе еще не является гарантией качества: как правило, тесты проходят стандартизацию на студентах, а никто не может гарантировать что норма, скажем, тревожности у студентов, бухгалтеров и, например, таможенных брокеров будет одна и та же.

Объективность данных, полученных путем тестирования, также может быть подвергнута сомнению. Большинство тестов, используемых в оценке персонала, являются опросниками, далеко не все из них снабжены шкалой лжи. Основная масса этих опросников была сконструирована в исследовательских целях, тестирование проходило добровольно, либо по инициативе обследуемого, поэтому шкала лжи не предусматривалась, или была слабо защищена: обследуемым незачем было лгать. Поэтому для человека с высшим образованием (а значит достаточно высоким уровнем интеллекта) «обойти» такой тест — не проблема, особенно если от успешности прохождения теста зависит, примут ли его на перспективную работу.

Кроме того, громоздкие опросники требуют много времени на заполнение, обработку и интерпретацию. Естественно, что человек, тратящий много времени и труда на заполнение тестов, начинает испытывать раздражение по отношению к компании и людям, подвергшим его такому «испытанию». Как следствие — портится имидж фирмы, снижается лояльность сотрудников.

По большому счету, психологическое тестирование в кадровой работе имеет смысл в двух случаях: при оценке профессиональной пригодности специалистов ряда областей, предъявляющих особые требования к познавательным функциям (внимание, память, мышление, эмоциональная сфера и др.) профессионала (бухгалтер, диспетчер, пилот и др.) и при большом потоке (массовый набор или аттестация однотипных специалистов), когда необходима скорость оценки и большое значение приобретает возможность сравнивать результат.

В то же время, многие характеристики, пользующиеся большим спросом на рынке труда (корпоративность, лояльность, конструктивность, ориентация на клиента и пр.) не могут быть достоверно выявлены с помощью тестов. А уж определить, впишется ли кандидат в организационную культуру компании никакими методиками, кроме наблюдения и беседы определить не возможно. К тому же далеко не всегда можно установить прямую связь между наличием у кандидата определенных психологических качеств и его профессиональной успешностью, а отсутствие ряда профессионально важных качеств может быть скомпенсировано опытом и индивидуальным стилем деятельности. Вообще, зацикленность на выявлении предустановленного набора характеристик ограничивает спектр информации, который можно получить в ходе обследования.

В целом, применение тестов-опросников требует от менеджера по персоналу меньшей компетентности в области психологии, чем проективные методики, наблюдение и интервью, поскольку результаты тестирования как метода минимально зависит от мастерства исследователя. Однако, отсутствие должной компетентности может привести к тому, что измеряется не то, что планировалось из-за неадекватного выбора метода. Часто применяется тот тест, которым исследователь хорошо владеет или привык пользоваться, а не тот, который соответствует ситуации. Многие, наверное, сталкивались с тем, что клинический тест MMPI, созданный для выявления тяжелых психических патологий из области большой психиатрии, применялся для отбора и оценки менеджеров, торговых представителей, страховых агентов, банковских служащих. Даже если отвлечься от вопросов этики, адекватность применения этого метода вне клиники вызывает, мягко говоря, большие сомнения. А уж использование теста Роршаха (еще более сложный проективный клинический тест, одно овладение которым занимает несколько лет) в маркетинговых фокус-группах (представьте себе, бывает и такое) вызывает просто шок. Как показывает практика, гораздо более адекватных и информативных результатов при оценке профессионализма можно добиться с помощью специально составленных, структурированных интервью, кейс-метода и ассессмент-центра.

По разнообразию предоставляемой информации тестирование как метод значительно проигрывает и таким методам как беседа и наблюдение. При всей своей кажущейся простоте, бесхитростности, необъективности и «ненаучности» получасовая беседа может дать опытному психологу или менеджеру больше информации о человеке, чем получасовое тестирование.

Тем не менее, существует три основных категория тестов, которые могут с успехом использоваться кадровой службой. Это проективные, профессиональные и когнитивные тесты. Проективные тесты дают массу разнообразной информации о человеке, не требуют много времени для прохождения, и их весьма сложно «обмануть», поскольку эти методики скорее апеллируют к бессознательному, мало соприкасаясь с нашими сознательными установками и убеждениями. Именно поэтому проективные методики, кроме всего прочего, лучший метод для определения серьезных психических патологий органического характера, которые могут не выявляться в наблюдении и беседе. Когнитивные тесты позволяют оценить особенности познавательных функций: распределение внимания, стрессоустойчивость, скорость реакции и т. п. Профессиональные тесты, как правило, не являются собственно психологическими. Они позволяют оценить уровень профессиональных знаний специалиста.

В заключении хотелось бы напомнить, что данные тестирования, а также отказ от прохождения тестирования, по действующему законодательству, не могут являться причиной отказа в рабочем месте претенденту или работнику.

По материалам «Новые рынки»