3 последствия деятельности сергия радонежского егэ

О жизни преподобного сергия мы знаем от епифания премудрого мастера плетения словес. житие сергия радонежского было написано им на

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого – мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж – город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. Дмитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

Пример исторического портрета

Годы жизни : 1314( или 1322)- 1392)

Преподобный Сергий Радонежский — собиратель духовной мощи Руси, монах Русской православной церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (сейчас это Троице-Сергиева лавра).

Из биографии

  • Сергий Радонежский в крещении был назван Варфоломеем, родился в семье ростовского боярина. С отрочества он желал посвятить себя Богу, жить монашеской жизнью. Родители не противились этому, но просили , чтобы это произошло после их смерти.
  • Когда Варфоломею было 13 лет, в поле он увидел старца, похожего на Ангела, который всё молился. Старец предсказал, что отрок будет велик перед Богом и людьми за праведную жизнь и многих поведёт за собой для понимания заповедей Божьих.
  • После смерти родителей, когда Сергию было 20 лет, он вместе с братом Стефаном поселился в лесном урочище Маковец, где построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы в 30-е гг. 14 века. Но брат не мог выдержать таких суровых испытаний, и Сергий целый год прожил в одиночестве, среди диких зверей, грозной природы. Но он сумел выстоять в этой борьбе с природной стихией.
  • Постепенно к отшельнику стали идти люди, ища утешение в его словах. Со временем братия увеличилась. Сергий принял священство, стал игуменом.

Основные направления деятельности Сергия Радонежского и их результаты

Первое направление деятельности Сергия Радонежского – это укрепление нравственных сил народа, объединение , прекращение вражды между князями, признание ими главенствующего положения Дмитрия Донского. В этом плане он не раз по воле митрополита Алексея ездил в уездные княжества для разрешения споров между князьями. Так он заставил покориться младшего брата князя Нижнего Новгорода, «кроткими словами» сумел уговорить князя Олега Рязанского помириться с великим князем Дмитрием. Именно Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву с Мамаем в 1380 году, на битву, положившую начало концу ига Золотой Орды. Он послал на битву двух иноков — Пересвета и Ослаблю, которые позже станут героями Куликовской биты , а поединок Пересвета с Челубеем станет началом битвы.

Результатом данной деятельности стало укрепление Руси на законах нравственности, предотвращение княжеских столкновений и вражды, поддержка князя Донского в его начинаниях. Дмитрий Донской стал признанным лидером Руси, объединявшим вокруг себя все земли русские.

Другим направлением деятельности Сергия Радонежского было нравственное возрождение народа на основе Божьих заповедей. Этому он посвятил всю свою жизнь. Многие и многие люди приходили к нему, он выслушивал их, помогал советом. Своим личным примером показывал, что надо трудиться, не лениться, быть смиренным, добрым человеком, жить по законам добра и справедливости.

Истоки нравственности Сергий Радонежский видел в религии, поклонении Богу, жизни по Божьим законам. При нём был образован Троице-Сергиевский монастырь в 1345 году, а его учениками основано более 40 монастырей. Ввёл монастырский устав, по которому все иноки должны были трудиться, не принимать подаяние, что они должны быть примером нравственности.

Результатом деятельности Сергия Радонежского стало нравственное возрождение народа, возрастание роли церкви в делах государства, в формировании личности. Сергей Радонежский помог народу понять, как народ силён, какие огромные возможности таятся в нём, что он сможет победить Золотую Орду, если будет един и нравственно чист.

Таким образом, Сергий Радонежский – один из ярких духовных деятелей Руси, способствовавший объединению страны, повышению значения религии в жизни человека. Он был канонизирован в 1452 году, стал небесным покровителем московских князей и их заступником. Сергий Радонежский не оставил писаний, письменных трудов, но весь его облик, вся жизнь Сергия Радонежского – это пример тому, каким нужно быть человеком: трудолюбивым, правдивым, справедливым, мужественным, служащим Богу, живущим по его законам.

О Радонежском написано «Житие Сергия» в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине 15 века житие было дополнено Пахомием Логофетом. Во многих городах есть памятники Сергию Радонежскому. Его почитают как Преподобного и приходят поклониться его мощам в Троице –Сергиевскую лавру.

Данный материал можно использовать в историческом сочинении по эпохе правления Дмитрия Донского.

Мельникова Вера Александровна

Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», 1890 г.

Нестеров М.В. Юность Сергия. 1891

Нестеров М. В. «Труды Сергия Радонежского» (триптих, центральная часть)

Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем»

Храм-памятник Сергия Радонежского (1913—1917 гг.) на Куликовом Поле. Архитектор А. В. Щусев. Памятник федерального значения

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Дионисий. Икона «Сергий Радонежский в житии», XV век

Сергей Кириллов «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)»

Памятник Сергию Радонежскому в Элисте, Калмыкия, Россия

Памятник Сергию Радонежскому в Коломне, Московская обл., Россия (Богоявленский Старо-Голутвин монастырь)

Сергий Радонежский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде, 1862, скульптор Микешин М.О.

Сергий Радонежский (1314 –1392) – иеромонах Русской церкви, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Свято-Троицкого монастыря. Был причислен к лику святых.

Детство

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был высокоуважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

Кроме Троице-Сергиевого за свою краткую биографию Радонежский основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Скончался великий иеромонах Сергий 25 сентября 1392 года.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал:

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком из вариантов указаны годы жизни Сергия Радонежского?

    • 1313–1398 гг.
    • 1314–1392 гг.
    • 1315–1390 гг.
    • 1316–1395 гг.

Начать тест(новая вкладка)

Оценка по биографии

700 лет назад в селе Варницы под Ростовом Великим родился будущий игумен Земли Русской – Сергий Радонежский. Эта дата имеет особое значение для всей нашей страны.

По слову историка В.О. Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

Что мы знаем о нем, потомки множества потомков людей, разгромивших на Куликовом поле Мамаевы орды?

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года (дата условная) – монах Русской Православной церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева Лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он – идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей.

Ранее всех и более всех святых русской земли, Сергий Радонежский приобрел народное уважение всей Руси. Он был заступником и утешителем народа, покровителем и охранителем государства и церкви.

Личность Сергия вошла в историю нашей страны еще и потому, что он явился основателем множества обителей, основанных при его жизни, а ещё больше возникших после его смерти, основанных его сподвижниками и учениками. Сергий и его ближайшие ученики основали на Руси около 70 монастырей. Один из них – Серпуховский Высоцкий мужской монастырь.

Академик В.О. Ключевский писал: «Имя Преподобного Сергия Радонежского выступает из границ времени, потому, что дело, поднятое им, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным воздействием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что из исторического деятеля он превратился в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом».

Книги о Сергии Радонежском

Балашов, Д.М. Похвала Сергию : исторический роман о Сергии Радонежском / Дмитрий Балашов. – М. : Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997. – 296 с.

Дмитрий Балашов – автор исторических романов серии «Государи Московские», вместо очередного московского князя взял главным героем повествования инока, сына разорившейся, «оскудевшей», как говорилось встарь, семьи ростовских бояр. Жизнь Сергия-Варфоломея не укладывается ни в одну из княжеских биографий, но фигура его столь значительна и необходима для понимания происходящих событий той эпохи, что книга о нем вошла в серию «Государи Московские» как обязательное звено.

Необычен сюжет и необычна форма повествования. Здесь элементы древних жанров и большое внимание к церковной идеологии: «Дай, Боже Господи, свершить невозможное! Дай прикоснуться благодати, дай прикоснуться хотя бы края одежды его! Ибо в нем – Свет, в нем Вера, в нем и из него – моя Родина.

Борисов, Н.С. И свеча бы не угасла… : / Н.С. Борисов. — М. : Молодая гвардия, 1990. – 302 с.

Жизненный путь «великого старца», как называли Сергия Радонежского современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей – а в результате стал его духовным предводителем. Он никогда не брал в руки меча – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.

Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи чувствуется его незримое присутствие.

Книга «И свеча бы не угасла…» — путешествие в мир Сергия, погружение в древнерусскую христианскую традицию.

Жизнь Сергия Радонежского не замыкалась в стенах созданного им Троицкого монастыря. Его по праву считают крупным политическим деятелем эпохи Куликовской битвы. Что же это был за человек? Какую роль сыграл в истории России? Каковы были его нравственные идеалы и политические взгляды? Как складывались его отношения с «сильными мира сего»?

Автор книги стремится показать Преподобного Сергия глазами людей его времени, понять его поступки в системе ценностей той далекой эпохи.

Высоцкий монастырь // Московия : . Т. 2 . На земле Преподобного Сергия. – М., 2006. – С. 400-404.

Высоцкий монастырь – один из самых древних на Руси. Время его возникновения относится к 1374 году. В это время в Серпухове княжил Владимир Андреевич – двоюродный брат Дмитрия Донского и его сподвижник. Владимир Андреевич занимался строительством своего стольного града Серпухова. Он пожелал украсить город возведением монастыря и поехал к преподобному Сергию с просьбой прибыть в Серпухов для совета и благословения на устроение обители. Несмотря на свои преклонные годы и зимнее время, преподобный Сергий откликнулся на просьбу боголюбивого князя и пешком, в сопровождении своего любимого ученика Афанасия, пришел из Радонежа в Серпухов. С великой радостью встретил князь Владимир святых подвижников. После обозрения местности они избрали место для будущей обители на берегу реки Нары, почти на месте впадения её в Оку, на одном из холмов, который носил название «Высокое». Когда расчищено было поросшее лесом избранное место для будущей обители, святой старец стал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву на основание обители. Так 2 декабря 1374 года был основан Серпуховский мужской монастырь, который по месту основания «на Высоком» и был назван Высоцким.

Жизнь и житие Сергия Радонежского : / сост. В.В. Колесов – М.: Сов. Россия, 1991. — 366 с. : ил.

В книге публикуется оригинальный текст Жития Сергия Радонежского, написанного сподвижником Андрея Рублева Епифанием Премудрым, а также дополнения из других средневековых сочинений. Читатель встретится с наиболее авторитетными и исторически интересными суждениями о житии и жизни Сергия Радонежского. Точно в зеркале предстает перед нами не только земная жизнь великого подвижника Русской земли, но и опорные для нашей истории восприятия её потомками.

Данное издание иллюстрировано миниатюрами из лицевой рукописи Жития и изображениями древнерусской иконописи.

Житие и подвиги Преподобного Сергия Радонежского. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904 (1989). – 266 с. : ил.

Стереотипное издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры приурочено к 650-летию со дня основания Лавры и 600-летию со времени преставления Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси.

Трудами и подвигами Сергия Радонежского утверждалась будущая великая обитель. Его святость – святость его жизни и духовная сила положили начало тому могучему влиянию, которое оказывала и продолжает оказывать Лавра на развитие отечественной истории и русской культуры.

Для настоящего издания выбрано «Житие преподобного Сергия», составленное иеромонахом Никоном. Главное его достоинство – полнота.

Знамя Преподобного Сергия Радонежского / . – Рига : Латвийское общество Рериха, 1990. – 124 с.

«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решения правды, но Имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно прибудет в глубинах души народной» (Н.К. Рерих).

В книге собраны речи выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры, лучшие страницы из всего, что было написано и сказано о Сергии Радонежском.

Надпорожская, О.С. Святыми дорогами русской земли / О.С. Надпорожская. – СПб.: ИД «Нева»; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 221 с. : ил.

Вместе с автором книги читатель пройдет святыми дорогами Русской земли. Дорога первая приведет в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру к Игумену Сергию Радонежскому.

Двадцатитрехлетний Варфоломей и его старший брат Стефан поднялись на гору Маковец, покрытую густым лесом. Это место находилось вдали от селений и дорог, и обитало здесь множество зверей, в том числе волков и медведей. Братья построили из ветвей келью, а рядом деревянную церковку, освященную во имя Живоначальной Троицы. Стефан, не выдержав пустыннической жизни, вскоре ушел в московский Богоявленский монастырь, и Варфоломей остался один. Молодому подвижнику пришлось пройти через множество испытаний.

Несмотря на то, что святой всячески старался избежать земной славы, о нём ещё при его жизни знали и не только во всей Руси, но и в Иерусалиме, и на Афоне, и в Константинополе.

Он желал совершенного уединения, жизни от всего мира — и стал игуменом великой обители; хотел, чтобы лишь Бог знал о подвигах его – а о них несколько столетий говорит весь мир.

Сергий Радонежский : сборник / сост. В.А. Десятников. – М. : Патриот, 1991. – 540 с.

В сборнике собраны лучшие образцы древнерусской литературы о Сергии и его учениках, размышления о роли Преподобного, принадлежащие перу авторов XIXстолетия, произведения начала ХХ века, посвященные Сергию, а также эссе писателей – современников.

Борис Зайцев – один из самых глубоких русских писателей, отважился в 1924 году на своё житие «Преподобного Сергия Радонежского». Он рассуждает о том, как созидаются натуры, подобные Сергию: «Существует целая наука духовного самовоспитания, стратегия борьбы за организованность человеческой души, за выведение её из пестроты и суетности в строгий канон…». Звезда Вифлеема зажгла многие звёзды, и одна из них, по-русски неяркая и мягкая, привела к рождению в самый необходимый момент нашей истории первого печальника земли русской и собирателя её единого духа.

Из периодической печати

Александрина, М. Энциклопедия святости / Марина Александрина // Подмосковье. Ежедн. новости. – 2012. – 26 июля. – С. 16.

Алексеева, М. Сердце православной России : / Мария Алексеева // Серпух.вести. – 2009. – 8 окт. – С. 15.

Клыков, В. Радонежье от слова «Радость» / Вячеслав Клыков // Слово. – 1989. — № 5. – С. 24-26.

Колосов, Т. Да благо тебе будет / Тихон Колосов // Серпух.вести. – 2014. – 4 февр. – С. 10

Поспелов, М. Благословение Преподобного Сергия / Михаил Поспелов // Москва. – 1990. — № 10. – С. 132-137.

Решетникова, А. Игумен земли русской / Алла Решетникова // Серпух.вести. – 2012. – 4 сент. – С. 6.

Федорова, О. Сергий Радонежский / Ольга Федорова // Подмосковье. – 1995. – 14 янв. – С. 12. – (Исторические портреты).

Биографическая справка: Иван III Васильевич Великий

(1440 -1505 гг.)

Был сыном великого князя московского Василия II Тёмного, из-за ослепления отца с ранней молодости помогал ему в управлении княжеством. С 1462 г. он становится великим князем всея Руси. В течение всего княжения глав­ной целью внешней политики Ивана III являлось объединение Северо-Восточ­ной Руси в единое государство. Сначала московскому князю присягают Яро­славское, Ростовское княжества. По наследованию Иван Васильевич получает Дмитров, Вологду, Углич. Военным путем были присоединены следующие терри­тории. В 1478 г. Иван III подчинил Новгород, упразднил вечевые порядки, а вече­вой колокол и городской архив отправил в Москву. Власть в Новгороде перешла в руки наместников, назначавшихся великим князем и ведавших как военными, так и судебно-административными делами, новгородские бояре были переселе­ны в Москву, а московские дворяне «испомещены» в Новгородские земли. В 1485 г. к Москве была присоединена Тверь, что завершило давнее соперничество двух центров Северо-Восточной Руси. В результате военных походов также были при­соединены Вятка и Югорская земля, а после войны с Литвой — Вяземское княже­ство и Чернигово-Северская земля.

В 1480 г. в результате «Великого стояния на реке Угре» (Иван III против хана Ахмата) Русь добилась освобождения от ордынского ига. В этом проявился госу­дарственный талант Ивана III, который не допустил объединения ордынских и литовских отрядов, занял стратегически выгодную позицию на берегу реки Угры, поспособствовал разворачиванию соперничества претендентов на ханский пре­стол, приведший к отъезду Ахмата в Орду для борьбы за власть. Так без крупного кровопролития удалось добиться освобождения от ордынской зависимости.

В 1497 г. был дринят первый свод законов единого Русского государства: уста­новлены единые для всей страны нормы судопроизводства, нормы уголовного права, установления гражданского права. Одной из наиболее важных статей Су­дебника Ивана III стала статья, вводившая единый для всего Российского госу­дарства срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому — неделя до и неделя после Юрьева дня (26 ноября) с уплатой пожилого. Он принял титул госу­даря всея Руси и создал новый герб страны с двуглавым орлом, демонстрирующим преемственность от Византии (жена Ивана III — Софья Палеолог — византийская принцесса). Управление Московским государством было сосредоточено в руках великого князя, который мог советоваться с Боярской думой, землепользовани­ем населения ведал Дворец, печать, финансы, внешняя политика находились в ведении Казны; в уезды, станы, волости князь направлял наместников — корм­ленщиков, которые собирали налоги, поддерживали правопорядок, чинили суд и расправу.

Большой шаг вперёд при Иване III сделало русское зодчество. Были возведены стены Московского Кремля из красного кирпича, русские мастера возвели Цер­ковь Ризоположения, Благовещенский собор. По приглашению великого князя в

страну прибыл целый ряд итальянских мастеров, построивших Успенский собор (А.Фиораванти), Грановитую палату для приема иностранных послов (Марко Руффо) и др.

В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского го­сударства. Страна была окончательно освобождена из-под власти ордынских ха­нов; принят Судебник — свод законов государства, и проведён ряд реформ, зало­живших основы поместной системы землевладения и юридического оформления единого государства.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный(-ые) ответ(-ы) по К1:

1.1. Иван IIIжил в XV-XVI вв.

1.2. Время жизни князя Ивана III:вторая половина XV — начало XVI вв.

1.3. Иван IIIправил с 1462 по 1505 гг.

1.4. Время жизни Ивана IIIотносится к XV в.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных князя Ивана IIIохарактеризуйте каждое направление его деятельности (приведите примеры, факты, со­бытия).

завершение объединения русских земель:________________________________

юридическое оформление единого государства:

формирование системы управления единым государством:

— ликвидация зависимости от Золотой Орды:

внешняя политика:

покровительство развитию зодчества:

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Завершите характеристику результатов деятельности Ивана III в соответ­ствии с критерием КЗ.

Иван III завершил в основном объединение русских земель вокруг Москвы, до­
бился освобождения от золотоордынского ига,__________________________

Задание 4. Напишите сочинение об Иване III по критериям задания Сб.

Иван III

Биографическая справка: Андрей Рублёв (1360(70) ?-1430 гг.)

XJ Создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный. Первое упоминание о нём относится к 1405 г.: по свидетельству летописи, он расписывает Благове­щенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Про­хором с Городца. Андрей Рублёв назван «чернецом», то есть монахом. Известно, что Андрей Рублёв жил в Троицком монастыре. В 1408 году Андрей Рублёв со­вместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументаль­ного трёхъярусного иконостаса.

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмо­сфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для кото­рого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. Из фресок Андрея Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый празд­ник торжества справедливости, соборности, утверждающий духовную ценность человека. Рублёв вводит в русское искусство новую трактовку образа Христа: он изображается не как грозный судия, карающий без пощады людей, а как любя­щий отец, желающий им помочь.

В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Андрей Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил»). Работы Рублёва во Владимире свидетель­ствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе создан­ной им школы живописи. В конце XIV — начале XV вв. (по другим исследовани­ям, около 1412 г.) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица». Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким содержанием. Гар­мония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, сози­дающего единство и гармонию мира и жизни.

Творчество Андрея Рублёва определило в XV в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало ог­ромное влияние на всё русское искусство московского круга вплоть до Дионисия. Рублёв утвердил чисто русский идеал красоты. Глубокий гуманизм, сила и чело­вечность образов, высокие помыслы, выразительность художественных средств поставили Андрея Рублёва в один ряд с лучшими художниками мира.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Укажите даты жизни А. Рублёва в соответствии с критерием К1.

1.1. А. Рублёв жил во второй половине_________ века—начале_______ века.

1.2. А. Рублёв жил с________ десятилетия__________ века до________ века.

1.3. А. Рублёв был младшим современником____________ ,значит он жил во

второй половине____________ века.

1.4. Большое влияние на творчество А.Рублёва оказала победа в__________

битве, следовательно, он жил в___________ веке.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных А. Рублёва заполните пропуски в ха­рактеристике основных направлений его деятельности в соответствии с критерием К2.

Основные направления деятельности и их характеристика:

—________________________________ : роспись Успенского собора, создание

икон «Спас», «Апостол Павел»,«Архангел Михаил», «Троица».

проповедь единения: идея соборности в картине «Страшного суда» в Успенском соборе во Владимире,

развитие русской живописи: создание «звенигородской» школы иконописи,

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Вставьте пропущенные слова в характеристике результатов деятельности А. Рублёва в соответствии с критерием КЗ.

Произведения А. Рублёва стали______________________________ русской

культуры. Они были образцом для подражания русских иконописцев вплоть до нач.
XVII века. В сложное для страны время он призывал к____________________ .

_____________________________ А. Рублёв смог объединить традиции ви­
зантийской и московской иконописных школ и создать новую, так называемую
«звенигородскую» школу иконописи.

Задание 4. Напишите сочинение об А. Рублёве по критериям Сб.

А. Рублёв

Биографическая справка: Иван IV Грозный (1530-1584 гг.)

Великий князь Московский, царь с 1547 г. Сын Василия III и Елены Глин­ской. Рано осиротел, в детстве пережил пренебрежительное отношение со стороны бояр, что отразилось на его характере (подозрительность, мнительность, мститель­ность). В 1547 г. впервые венчался на царство. С конца 1540-х гг. до конца 1550-х гг. совместно с кругом приближенных, составлявших Избранную Раду (А. Адашев, А. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр), Иван IV проводил ре­формы, направленные на формирование сословно-представительной монархии. К ним относятся: созыв первого Земского собора — сословно-представительного органа власти, создание стрелецкого войска, отмена кормлений, ограничение мест­ничества, создание института выборных земских и губных старост, осуществлявших местное управление, складывание приказной системы управления. Кроме этого, был проведен Стоглавый собор с целью регламентации церковных обрядов, создания церковной иерархии, организации школ для священников. Иван Васильевич принял новый Судебник 1550 г., в котором подтвердил Юрьев день и увеличил пожилое.

Однако Иван IV стремился к неограниченной личной власти, поэтому ввел оп­ричнину (1565-1672 гг.), призванную покончить с независимостью феодальной аристократии и остатками феодальной раздробленности. Царь разделил страну на опричнину и земщину, создал свое опричное войско и органы власти. Политика оп­ричнины привела страну к разорению, сопровождалась репрессиями по отношению к родовитому боярству. Был ликвидирован последний Старицкий удел, разгромлен Новгород, имевший сепаратистские устремления, укрепился режим единовластия царя. Разорение страны, связанное с опричниной и тяготами Ливонской войны, привело к продолжению политики закрепощения крестьян. В 1581 г. был принят указ о «заповедных летах», временно запрещавший крестьянам переходить от одного вла­дельца земли к другому.

Во внешней политике Иван IV старался добиться выхода в Балтийское море. С этой целью он вел Ливонскую войну, которая длилась с 1558 по 1583 гг. Сначала ход военных действий был для Ивана Грозного удачным, но затем вместо распавшегося Ливонского ордена России стала противостоять коалиция европейских государств, война была проиграна. Россия уступила Речи Посполитой всю Ливонию и Полоцк, а Швеции отдала города Ям, Копорье, Нарву, Ивангород. На востоке Иван IV решал задачу расширения границ (присоединены Казанское, Астраханское, Сибирское хан­ства), в южном направлении необходимо было обезопасить границы от постоянных набегов крымских татар — царь нанес им поражение при Молодях, вел строительство засечной черты для защиты от набегов крымцев. К концу царствования Ивана IV в стране наступил социально-экономический кризис, который проявился в разорении городов, сел и деревень, сокращении пашенных земель, бегстве податного населе­ния на окраины, сокращении численности населения, росте податей и повинностей. Приведя страну к хозяйственному разорению, Иван Васильевич укрепил режим сво­ей личной власти, ликвидировал пережитки удельной системы, завершил процесс централизации страны и становления деспотического государства.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный(-ые) ответ(-ы) по К1:

1.1. Время жизни Ивана IV — вторая четверть — 80-е гг. XVI в.

1.2. Иван IV жил в XVI в.

1.3. Иван Грозный царствовал с 1547 г.

1.4. Время жизни Ивана IV — конец XVI в.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных Ивана IV охарактеризуйте каждое направление его деятельности (приведите примеры, факты, события), допишите и охарактеризуйте неуказанные направления деятельности (под знаком «?»).

дальнейшее складывание единого централизованного государства

Правовая реформа_______________________________________________

Военная реформа

Реформа местного управления

?

формирование самодержавной власти царя: опричнина

внешняя политика

?________________________________________________ Ливонская война

?_______________________________________________ присоединение Ка­
занского, Астраханского, Сибирского ханств

? __________________________________________ битва при Молоди,

строительство засечной черты.

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Найдите в биографии и выпишите результаты деятельности Ивана IV в соответствии с критерием КЗ.

Результаты деятельности: _________________________________________

Задание 4. Напишите сочинение об Иване IV по критериям задания Сб.

Похожие вопросы:

Иконка предмета

История, 13.03.2019 15:30

Укажите черты сходства и различия в положении первого сословия в россии и в западной европе в 17веке

Ответов: 3

Иконка предмета

История, 15.03.2019 20:08

Какое место занимали данные социальные группы в обществе уйсунов. сформулируйте вывод об общественном строе уйсунов. гуньмо, беки, визири, карабудун. местов в обществе и занятие?

Ответов: 1

Иконка предмета

История, 17.03.2019 12:00

Подумайте когда был основан город бремен и почему именно тут. предположите каковы были основные занятия его жителей.

Ответов: 2

Иконка предмета

История, 18.03.2019 09:55

Почему распался тушинский лагерь закономерен ли с вашей точки зрения исход авантюры лжедмитрия 2

Ответов: 1

Иконка предмета

История, 19.03.2019 06:20

Почему массовому производству должно соответствовать массовое потребление ?

Ответов: 1

Иконка предмета

История, 21.03.2019 21:20

Сформулюйте у чому ви вбачаєте історичне значення національного відродження на західноукраїнських землях для тогочасної україни , для нащадків і сучасної україни

Ответов: 1

Иконка предмета

История, 21.03.2019 22:57

Нового времени 7 класс. параграф 8-9 краткое содержание о каждом писателе и самое нужное!

Ответов: 2

Иконка предмета

История, 22.03.2019 13:07

Исключите ненужное и объясните свой выбор: александр 2,николай 1,суворов, нахимов, корнилов.​

Ответов: 1

Иконка предмета

История, 24.03.2019 20:13

Какое из нижеперечисленных учений отличается враждебностью по отношению к людям: а. брахманизм, б. моизм, в. легизм г. буддизм.

Ответов: 3

Иконка предмета

История, 25.03.2019 02:50

Линдон джонсон внутренняя и внешняя политика. завтра последний день

Ответов: 2

Иконка предмета

История, 28.03.2019 13:30

Небольшая биографическая характеристика (15-20 предложений) ивана грозного

Ответов: 3

Иконка предмета

История, 28.03.2019 18:20

ответьте на вопросы , 1.прокомментируйте высказывание л. н.гумилева заметившего что на борьбу с мамаем в 1380г. пошли москвичи, владимирцы, костромичи, а после куликова поля вернулись 2.что означает утверждение в. о.ключевского что москва родилась не в скопидомном сундуке ивана калиты а на поле куликовом? 3.какую роль играли монастыри в освоении земель и становлении российской цивилизации? почему их роль заметно возросла после куликовской битвы?

Ответов: 1

У тебя есть свой ответ?

Значение деятельности сергия радонежского для изменения сознания людей…

Отправлено

Вопросы по другим предметам:

Категория

Математика, 26.08.2021 21:00

Категория

Алгебра, 26.08.2021 21:00

Категория

Математика, 26.08.2021 21:01

Категория

Алгебра, 26.08.2021 21:01

Категория

Алгебра, 26.08.2021 21:01

Категория

География, 26.08.2021 21:01

Категория

Другие предметы, 26.08.2021 21:02

Категория

Геометрия, 26.08.2021 21:04

Категория

Геометрия, 26.08.2021 21:07

Категория

Литература, 26.08.2021 21:08

Популярные статьи сегодня

Категория

Стиль-и-уход-за-собой, 15.11.2019 14:18

Категория

Кулинария-и-гостеприимство, 15.11.2019 14:18

Категория

Стиль-и-уход-за-собой, 15.11.2019 14:18

Категория

Компьютеры-и-электроника, 15.11.2019 14:18

Категория

Компьютеры-и-электроника, 15.11.2019 14:18

Категория

Молодежь, 15.11.2019 14:18

Категория

Семейная-жизнь, 15.11.2019 14:18

Категория

Компьютеры-и-электроника, 15.11.2019 14:18

Категория

Компьютеры-и-электроника, 15.11.2019 14:18

Категория

Искусство-и-развлечения, 15.11.2019 14:18


Сергий Радонежский жил в четырнадцатом веке и принадлежал к чину святых монахов. Родители его — Кирилл и Мария — были весьма благочестивы. Еще до рождения Сергия произошло невиданное чудо: во время церковной литургии младенец трижды закричал из чрева матери. Мария решила посвятить новорожденного Богу. При крещении младенцу дали имя Варфоломей. И уже во младенчестве продолжились чудеса: в постные дни (среда и пятница) дитя отказывалось вкушать материнское молоко.

Шло время, ребенок подрастал, нужно было учиться грамоте — но Варфоломей

никак не мог одолеть это искусство и очень переживал из-за этого. Однажды лошади отца паслись и где-то затерялись. Отец послал мальчика искать лошадей. Под дубом мальчику явился старый священник, дал ему просфору и предсказал, что теперь отрок будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников. Так оно и случилось: отрок стал бойко читать псалтирь.

Старик же предсказал родителям мальчика, что он будет велик перед Богом и людьми.

Повзрослев, Варфоломей строго постился и молился по ночам. Сверстников он сторонился, желая посвятить себя служению церкви.

Обедневшая семья поселилась в Радонеже у Рождественской церкви. Братья Варфоломея, Стефан и Петр, женились. Он же просил родителей благословить его на монашество.

Однако Кирилл и Мария просили сначала дождаться их ухода в мир иной, а потом уже монашествовать. Сами же родители святого приняли постриг и разошлись по своим монастырям, где и скончались через несколько лет. С помощью брата Стефана в пустынном месте в чаще леса срубил Варфоломей небольшую церковь и поставил монашеский скит. Церковь освятили во имя Святой Троицы.

Варфоломей пригласил к себе игумена Митрофана, который и постриг его в монахи под именем Сергия. Во время пострижения по церкви разлился чудный аромат. Сначала Сергий жил в своем скиту один, а потом к нему стали присоединяться другие монахи, которые жаждали праведной уединенной жизни.

Сергий не желал брать на себя ответственных званий игумена и священства, а только неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил. Ночи же проводил в молитвах. В конце концов Переяславский епископ Афанасий повелел святому Сергию стать священником и игуменом.

Игумен Сергий был чрезвычайно скромен, монахов он тоже учил смирению. Если вдруг заканчивалось в монастыре пропитание, то монахи должны были терпеть, а не просить у мирян хлеба. Однажды сам Сергий не ел три дня, а потом отправился к старцу Даниилу ладить сенцы за решето гнилого хлеба. И тут в монастырь неизвестный благодетель прислал множество еды, причем присланный издалека хлеб чудесным образом оказался еще теплым.
Монахов в монастыре становилось все больше, каждый строил себе отдельную келью. Однажды братия возроптала, что поблизости монастыря нет воды. Тогда по молитве святого Сергия возник источник, который исцелял больных.

Однажды некий благочестивый человек пришел в монастырь с просьбой об исцелении больного сына. Но в келье святого Сергия мальчик умер. Отец, заплакав, отправился искать гроб, а святой Сергий силой своей молитвы оживил мальчика. Преподобный Сергий просил сохранить чудо в тайне, однако ученик его поведал об этом всем. Исцелял отец Сергий слепых и поучал нечестивых, всегда был готов раскаявшегося простить.

Неоднократно Сергий изгонял бесов из одержимых, однако был далек от греха гордыни, вознаграждения не принимал и ходил в самых скромных и даже ветхих одеждах.

Однажды было святому отцу чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Небесный голос поясдал смысл этого видения: иноков в монастыре будет так же много, как и явленных внутреннему взору Сергия птиц. И действительно: иноков в обители все прибывало. В монастыре устанавливается «общежительство» — то есть монахи отказываются от своего имущества, живут общим котлом, общей работой и общей заботой друг о друге. Кроме того, монахи помогают мирянам — больным, бедным, увечным.

Святость Сергия так высока, что — как свидетельствует «житие» — рядом с ним служил ангел.

Когда ордынский князь Мамай двинул свои войска на Русь, великий князь Дмитрий попросил у Сергия Радонежского благословения — и получил его. Благодаря молитвенной поддержке Сергия русские войска на Куликовом поле победили. Находясь в монастыре, он знал все, что происходило на поле битвы, и мог назвать по именам павших.

По примеру и с благословения Сергия было основано несколько монастырей: Андроников, Богоявленский, Зачатьевский. Когда святой Сергий служил литургию, Благодатный огонь блуждал по храму, озаряя алтарь. Перед причастием этот огонь снизошел в чашу.

О смерти своей Сергий знал за полгода до кончины, он препоручил игуменство своему любимцу Никону. Сам же начал безмолвствовать — и только перед смертью стал поучать братию. Скончался он 25 сентября. От тела его распространилось благоухание, лицо его было бело, как снег.
Чудеса исцеления больных у гроба удостоверяют его святость.

Воспоминания о детстве аргументы из литературы.
Житие Сергия Радонежского

Categories: Литература

3 последствия деятельности сергия радонежского егэ

Ðîëü ïðåïîäîáíîãî Ñåðãèÿ â èñõîäå Êóëèêîâñêîãî ñðàæåíèÿ. Âåëèêèé ìèðîòâîðåö è ðåôîðìàòîð ðóññêîé ìîíàøåñêîé æèçíè. Îãðîìíûé âêëàä Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî â ðàçâèòèå äóõîâíîé êóëüòóðû Ðóñè. Ðîëü íàïóòñòâèÿ Ñåðãèÿ ìîñêîâñêîìó êíÿçþ ïåðåä Êóëèêîâñêîé áèòâîé.

3 последствия деятельности сергия радонежского егэ

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

10

Ïëàí

  • Ââåäåíèå 2
  • 1. Ñåðãèé — äóõîâíûé îòåö Êóëèêîâñêîãî ñðàæåíèÿ 3
  • 2. Âåëèêèé ìèðîòâîðåö è ðåôîðìàòîð ðóññêîé ìîíàøåñêîé æèçíè 5
  • Çàêëþ÷åíèå 13
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû 14

18 èþëÿ — Äåíü ïàìÿòè ïðåïîäîáíîãî Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî.  2005 ãîäó ýòîò äåíü îòìåòèëè îñîáî — ñòàðòîâàëà ïðîãðàììà ìåðîïðèÿòèé, ïîñâÿùåííûõ 625-é ãîäîâùèíå Êóëèêîâñêîé áèòâû. Íà ïåðâîì ðàòíîì ïîëå Ðîññèè, íà Àëëåå ïàìÿòè è åäèíñòâà â ñåëå Ìîíàñòûðùèíà — ëåãåíäàðíîì ìåñòå çàõîðîíåíèÿ ïàâøèõ â Êóëèêîâñêîé áèòâå âîèíîâ óñòàíîâëåí ìîðèàëüíûé çíàê. Ïîýòîìó ÿ ñ÷èòàþ òåìó ñâîåãî ðåôåðàòà àêòóàëüíîé.

 íàïèñàíèè ðåôåðàòà ìíå ïîìîãëè ñëåäóþùèå èñòîðè÷åñêèå òðóäû: «Æèòèå Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî», Çàéöåâ Á.Ê. «Ïðåïîäîáíûé Ñåðãèé Ðàäîíåæñêèé», Åðìàêîâ À. «Ñåðãèé Ðàäîíåæñêèé, ïðåïîäîáíûé âñåÿ Ðóñè» è äð.

Èìÿ ïðåïîäîáíîãî Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî íàïîìèíàåò, äî êàêîé âûñîòû ñïîñîáíà ïîäíÿòüñÿ íàøà çåìëÿ. ×åëîâåê‚ íå îñòàâèâøèé ïîñëå ñåáÿ íè îäíîé êíèãè‚ ñòîèò ó íà÷àëà âñåé ðóññêîé êóëüòóðû Ìîñêîâñêîãî ïåðèîäà‚ îòêðûâàåò äâåðü‚ âåäóùóþ èç ãëóõîé ïîäìîñêîâíîé òàéãè ïðÿìî âî âñå òàéíû ÷åëîâåêà è ìèðà. Õðîíîëîãè÷åñêèå ðàìêè — XIV âåê. Òåððèòîðèàëüíûå ðàìêè — Äðåâíÿÿ Ðóñü.

Îñíîâíàÿ ÷àñòü ìîåãî ðåôåðàòà ñîñòîèò èç äâóõ ïóíêòîâ.  íèõ ðàññìàòðèâàþòñÿ ðîëü ïðåïîäîáíîãî Ñåðãèÿ â èñõîäå Êóëèêîâñêîãî ñðàæåíèÿ è çíà÷åíèå åãî òðóäîâ äëÿ Ðóñè.

Öåëü ðåôåðàòà — àíàëèç èñòîðè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ñâÿòîãî Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî.

Çàäà÷è: èçó÷èòü ëèòåðàòóðó ïî òåìå.

Ðóññêàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü ñ 1237 ãîäà íå ðàñïîëàãàëà ê ïàðåíèþ äóøè. Öåííîñòü îòäåëüíîé ÷åëîâå÷åñêîé ëè÷íîñòè â óñëîâèÿõ èãà áûëà ïðåäåëüíî íèçêîé. Ðàññóæäåíèÿ î ñïîñîáíîñòè ýòîé ëè÷íîñòè ïîâëèÿòü íà èñòîðèþ‚ èçìåíèòü åå õîä‚ íàâåðíîå‚ âûçûâàëè ãîðüêóþ óñìåøêó. Íè ïîñëåäíèé õîëîï‚ íè âåëèêèé êíÿçü íå ìîãëè íàäåÿòüñÿ óñòðîèòü ïî ñîáñòâåííîé âîëå äàæå ñâîþ ñóäüáó. Áëàãîñîñòîÿíèå è æèçíü ëþáîãî ÷åëîâåêà íà Ðóñè çàâèñåëè îò èñõîäà ñîïåðíè÷åñòâà çà õàíñêèé ïðåñòîë‚ áëàãîñêëîííîñòè èëè ñàìîäóðñòâà îðäûíñêèõ íàìåñòíèêî₠êîëåáàíèé öåí íà ìèðîâîì ðûíêå ðàáîòîðãîâëè‚ ïàäåæà ñêîòà èëè íåîæèäàííîé çàñóõè â Âåëèêîé ñòåïè. Îäíà Öåðêîâü ìîãëà ñâîáîäíî íå ïðèçíàâàòü íàä ñîáîé âëàñòè Îðäû. Íå âìåøèâàÿñü íàïðÿìóþ â ïîëèòè÷åñêèé ïðîöåññ‚ îíà ïîìîãàëà ëþäÿì ñîõðàíèòü âåðó â ñâîè ñèëû. Ïåðåä ëèöîì õàíà ïàäàëè íèö äàæå êíÿçüÿ‚ íî ïåðåä Áîãîì êàæäûé ÷åëîâåê áûë ñâîáîäåí. Ðåáÿ÷åñêèé àòåèçì è ÷åëîâåêîïîêëîíñòâî íå ïîòîìó õóäî ïðèâèâàëèñü òîãäà íà Ðóñè‚ ÷òî îíà áûëà îòñòàëîé‚ íî ïîòîìó ÷òî îòêàç òåðïåëèâî íåñòè ñâîé êðåñò‚ îçíà÷àë ïîèñòèíå ðàáñêóþ çàâèñèìîñòü îò êî÷åâíè÷üåé íàãàéêè. Ïðåîäîëåíèå èãà íå áûëî âîçìîæíûì äëÿ ÷åëîâåêà äåëîì. Óïîâàíèå íà Áîãà äàâàëî íå òîëüêî íàäåæäó íà çàãðîáíîå ñïàñåíèå‚ íî è òâåðäûé ôóíäàìåíò äëÿ çåìíîãî ãîñóäàðñòâåííîãî è õîçÿéñòâåííîãî ñòðîèòåëüñòâà. Ïîòîìó ÷òî âñÿêèé æåëàþùèé ñïàñòèñü â áóäóùåé æèçíè‚ äîëæåí áûë «ïîðàáîòàòü Áîãó» è «äî êîíöà ïðåòåðïåòü» âñå òÿãîòû â íàñòîÿùåé. Ïëîäîì òàêîé ðàáîòû è òàêîãî òåðïåíèÿ è áûëà âñÿ æèçíü ïðåïîäîáíîãî Ñåðãèÿ.

Íà îáðàòíîì ïóòè Äìèòðèé çàåõàë â Òðîèöêèé ìîíàñòûðü è äîëîæèë ëè÷íî Ñåðãèþ î ñâîåé ïîáåäå. Ïîáåäà íà Êóëèêîâñêîì ïîëå áûëà îäåðæàíà â äåíü áîëüøîãî öåðêîâíîãî ïðàçäíèêà — Ðîæäåñòâà Áîãîðîäèöû. Ýòî áûëî âîñïðèíÿòî êàê åùå îäíî ÿâíîå ñâèäåòåëüñòâî íåáåñíîãî ïîêðîâèòåëüñòâà Áîãîðîäèöû Ðóññêîé çåìëå.

Êíÿçü ñ ìèòðîïîëèòîì Àëåêñèåì ïðîñèëè ñâÿòîãî ïðèíÿòü ñàí åïèñêîïà‚ à ïîòîì è ìèòðîïîëèòà. Íî ïðåïîäîáíûé ðåøèòåëüíî îòêàçàëñÿ‚ îáåùàÿ â ñëó÷àå ïîâòîðåíèÿ ïðîñüáû óéòè â ëåñà‚ òóäà‚ ãäå åãî íèêòî íå íàéäåò. Îäíî äåëî — ñòîÿòü çà ïðàâäó‚ äðóãîå — ïðèíèìàòü ïî÷åñòè.

Ñ ðàäîñòüþ æå îí ïðèñòóïàåò è ê îñóùåñòâëåíèþ äåëà ñâîåé æèçíè‚ ïîñòèæåíèþ Òðîèöû. Ïîðàæàåò ôèëîñîôñêèé ðàçìàõ ýòîãî òðóäà. Äîãìàò î ñâÿòîé Òðîèöå — òðóäíåéøèé äëÿ ïîíèìàíèÿ â õðèñòèàíñòâå. Îí íå áûë ïîëíîñòüþ ðàñêðûò äëÿ ïðîñòîíàðîäüÿ íå òîëüêî â Êèåâñêîé Ðóñè è â Åâðîïå‚ íî è â ñàìîé Âèçàíòèè. Èìåííî íà ïî÷âå ó÷åíèÿ î Òðîèöå â õðèñòèàíñòâå âîçíèêàëè ñàìûå ñåðüåçíûå ðàñêîëû è åðåñè. Âûñîòà òàéíû òðèåäèíîãî Áîæåñòâåííîãî Ñóùåñòâà‚ êàçàëîñü‚ äîëæíà áûëà èñïóãàòü ÷åëîâåêà‚ ñ òàêèì òðóäîì íàó÷èâøåãîñÿ ÷èòàòü. Îäíàêî ïðåïîäîáíûé Ñåðãèé áåðåòñÿ çà ïðîíèêíîâåíèå â íåå òàêæå ðåøèòåëüíî‚ êàê óõîäèò èç ìèðà. Ñâîé õðàì â ëåñó îí ñòðîèò è îñâÿùàåò âìåñòå ñ áðàòîì åùå äî ïîñòðèæåíèÿ â ìîíàõè. Èäåÿ ñòðîèòåëüñòâà è ñàìàÿ òÿæåëàÿ ÷àñòü òðóäà ïðèíàäëåæèò åìó‚ îäíàêî, îí îòêàçûâàåòñÿ îò äåðçîñòè ñàìîâîëüíîãî ïîèñêà èñòèíû è æäåò‚ ïîêà ñòàðøèé áðàò íå ðåøèò‚ êîìó áóäåò ïîñâÿùåí õðàì.

 ýòîò ìîìåíò ðåøàëàñü ñóäüáà Ðóññêîé Öåðêâè‚ äà è âñåé ðóññêîé êóëüòóðû. Ïîïðîáóéòå ïðåäñòàâèòü åå ñåáå áåç Ëàâðû‚ áåç Àíäðåÿ Ðóáëåâà‚ áåç õðàìîâ â ÷åñòü Ñâÿòîé Òðîèöû. È òàêîå ðåøåíèå ïåðåäàíî ïðåïîäîáíûì Ñåðãèåì â ÷óæèå ðóêè‚ ïðè÷åì ó íåãî óæå áûë îòâåò íà ñâîé âîïðîñ. Òóò èìååò çíà÷åíèå íå òîëüêî ñìèðåíèå ïåðåä ñòàðøèì‚ íî è âíóòðåííÿÿ ÷åñòíîñòü‚ ïðèñóùàÿ âñÿêîìó èññëåäîâàòåëþ.

Ïðîéäÿ ÷åðåç òÿæåëûé ïåðèîä îäèíîêîãî ïîäâèæíè÷åñòâà, Ñåðãèé îêàçûâàåòñÿ ïåðåä íåîáõîäèìîñòüþ óñòðîéñòâà îáùåæèòåëüíîãî ìîíàñòûðÿ. Åãî áîëåå âñåãî òÿãîòèò íåîáõîäèìîñòü íà÷àëüñòâîâàòü íàä áðàòèåé‚ ðàñïîðÿæàòüñÿ ïî õîçÿéñòâó‚ ðóêîâîäèòü èõ äóõîâíûì äåëàíèåì. Òðàäèöèè ñòàð÷åñòâà áûëè â òó ïîðó ïî÷òè óòðà÷åíû íà Ðóñè. Èãóìåíñòâî îòêðûâàëî ïåðåä Ñåðãèåì èñêóøåíèå çàíèìàòü ïîä÷èíåííûõ òåì òðóäîì,‚ êîòîðîãî îí íå ñíîñèë ñàì. È ïîòîìó îí íå ìîã èñïîëíèòü èãóìåíñêîãî ñëóæåíèÿ, íå óâåëè÷èâ ñâîåé ïîâñåäíåâíîé ðàáîòû.

Êàê âñÿêèé îòøåëüíèê, ñâ. Ñåðãèé ïðîøåë ñêâîçü òîñêó, îò÷àÿíèå, óïàäîê ÷óâñòâ, óòîìëåíèå, îáîëüùåíèå áîëåå ëåãêîé æèçíüþ ñâÿòîé Ñåðãèé âûøåë ïîáåäèòåëåì èç ýòîé áîðüáû, ïîä÷èíèâ äóõ ñâîé ëèíèè Áîãà.

Íåëüçÿ íå ñêàçàòü è î ðóêîòâîðíîì íàñëåäñòâå ïðåïîäîáíîãî Ñåðãèÿ. Êîëüöî ìîíàñòûðåé‚ îïîÿñàâøèõ Ìîñêâó è îñâåòèâøèõ äèêèå ñåâåðíûå äåáðè‚ îòêîâàíî â Ëàâðå. Èñòîðèÿ êàæäîãî èç íèõ — ýòî èñòîðèÿ åãî îñíîâàòåëÿ‚ ÷àñòî ó÷åíèêà ïðåïîäîáíîãî‚ èëè æå ïîñëóøíèêà åãî ó÷åíèêîâ. ×åðåç ñòîëåòèå ïîñëå ñìåðòè ñâÿòîãî ìû óæå âèäèì ïîðàçèòåëüíîå ðàçíîîáðàçèå òèïîâ ïîäâèæíè÷åñòâà îò Èîñèôà Âîëîöêîãî è Ïàôíóòèÿ Áîðîâñêîãî äî Íèëà Ñîðñêîãî è Êèðèëëà Áåëîçåðñêîãî. Ê ýòîìó ìíîãîöâåòüþ Ñåðãèé òîæå ïðèëîæèë ñâîþ ðóêó. Âîçìîæíîñòü ðàçëè÷íûõ äóõîâíûõ ïóòåé ê åäèíîé öåëè äîêàçûâàåò‚ ÷òî îí îñíîâàë â Ëàâðå íå ïàðòèþ‚ íå îðäåí‚ à áðàòñòâî õðèñòèàí‚ ãëàâíàÿ çàäà÷à êîòîðûõ ïîä÷èíÿòüñÿ íå ëþäÿì è óñòàâàì‚ íàïèñàííûì ëþäüìè‚ íî ñàìîìó Áîãó. È êàê áðàòüÿ îíè íå ïîõîæè äðóã íà äðóãà‚ íî âñå ÷åì-òî íåóëîâèìî íàïîìèíàþò îòöà. Ïðåïîäîáíûé Ñåðãèé ïî÷òè íà 400 ëåò îïðåäåëèë îáùèé òèï ðóññêîé ñâÿòîñòè‚ à êîãäà âðåìÿ ñîâñåì óæå èçìåíèëîñü, åãî äîñòîéíûì íàñëåäíèêîì ÿâèëñÿ ïðåïîäîáíûé Ñåðàôèì Ñàðîâñêèé.

Çà ïîëãîäà äî ñìåðòè Ñåðãèé óäîñòîèëñÿ îòêðîâåíèÿ î âðåìåíè ñâîåãî ïðèøåñòâèÿ ê Áîãó. Òîãäà îí ñîçâàë âñþ áðàòèþ è â ïðèñóòñòâèè âñåõ ïåðåäàë óïðàâëåíèå îáèòåëüþ ñâîåìó ó÷åíèêó, ïðåïîäîáíîìó Íèêîíó, à ñàì ïðèíÿë íà ñåáÿ îáåò áåçìîëâèÿ. Ëèøü ïåðåä ñàìîé ñìåðòüþ, 25 ñåíòÿáðÿ 1392 ã., îí îïÿòü ñîáðàë ê ñåáå âñåõ ìîíàõîâ è îáðàòèëñÿ ê íèì ñ ïîñëåäíèì íàïóòñòâèåì. Çàâåùàíèå åãî áûëî ïðîñòî è áåñõèòðîñòíî. Ýòî áûëè òå ñàìûå, èäóùèå îò Åâàíãåëèÿ, ñëîâà, èñòèííîñòü êîòîðûõ Ñåðãèé ñâèäåòåëüñòâîâàë âñåé ñâîåé æèçíüþ. Áîëåå âñåãî îí ïðîñèë áðàòèþ õðàíèòü ëþáîâü è åäèíîìûñëèå, äóøåâíóþ è òåëåñíóþ ÷èñòîòó, ñìèðåíèå è «ñòðàííîëþáèå» — çàáîòó î íèùèõ è áåçäîìíûõ.

Ïîñëå ýòîãî îí òèõî ñêîí÷àëñÿ. Çíàâøèå åãî ïèñàëè ïîçæå, ÷òî íèêîãäà çà âñþ ñâîþ æèçíü îí íè íà ÷òî íå æàëîâàëñÿ, íè íà ÷òî íå ðîïòàë, íå óíûâàë, íå ñêîðáåë, âñåãäà áûë ñïîêîåí, íåâçèðàÿ íà èñêóøåíèÿ è ñêîðáè ÷åëîâå÷åñêèå.

Óæå âñêîðå ïîñëå ñìåðòè Ñåðãèé ñòàë ïî÷èòàòüñÿ Òðîèöêèìè ìîíàõàìè êàê ñâÿòîé.  1422-1423 ãã. íàä ìîãèëîé Ñåðãèÿ áûë âûñòðîåí ñîõðàíèâøèéñÿ äî íàøèõ äíåé êàìåííûé ñîáîð âî èìÿ Òðîèöû.

Âñåãî ïðåïîäîáíûì Ñåðãèåì è åãî ó÷åíèêàìè îñíîâàíî îêîëî 70 ìîíàñòûðåé. Ýòî ÿâèëîñü ðåøàþùèì óñëîâèåì â äåëå ñïëî÷åíèÿ Ðóñè, îçäîðîâëåíèÿ åå íðàâñòâåííîñòè è ïîñëóæèëî ïðîñâåùåíèþ íàðîäà, îáîãàòèëî Ðóñü êíèãàìè, èêîíàìè. Ìîñêâà îêîí÷àòåëüíî óòâåðäèëàñü êàê ñòîëèöà Ðóñè.

Äåÿòåëüíîñòü ñâÿòîãî îòöà Ñåðãèÿ âèäèòñÿ ÷óäåñíîé‚ ïîòîìó ÷òî íåâîçìîæíî ðàçäåëèòü â íåé ïëîäû íåáåñíîé ïîìîùè è åãî ñîáñòâåííûõ òðóäîâ. Ñåðãèé âñþ æèçíü ñòàðàëñÿ óéòè îò ìèðà‚ íå ïðèíèìàòü íà ñåáÿ ðåøåíèÿ ñóäåá îêðóæàâøèõ åãî ëþäåé‚ íå âìåøèâàòüñÿ ñàìî÷èííî â ïðîèñõîäÿùèå âîêðóã ñîáûòèÿ. Îäíàêî âñå áûòîâûå è èñòîðè÷åñêèå ïîäðîáíîñòè ýïîõè òàê òåñíî ñïëåòåíû â åãî æèòèè‚ ÷òî, êàæåòñÿ, íåò òàêîé ñòîðîíû ðóññêîé æèçíè âòîðîé ïîëîâèíû XIV âåêà‚ êîòîðóþ áû îí íå îñâÿòèë‚ ãäå áû íå îñòàëîñü ñëåäîâ åãî áåðåæíîãî áëàãîñëîâåíèÿ. Åñëè æå âñïîìíèòü‚ êàêîâî áûëî ýòî âðåìÿ‚ òî âûÿñíèòñÿ‚ ÷òî ïðåïîäîáíûé Ñåðãèé ñòîèò íå òîëüêî â íà÷àëå ðóññêîãî Ïðîñâåùåíèÿ‚ íî è çíàìåíóåò ñîáîé ðóññêîå Âîçðîæäåíèå â ñàìîì âûñîêîì åãî ñìûñëå.

Ñåðãèé Ðàäîíåæñêèé âíåñ îãðîìíûé âêëàä â ðàçâèòèå äóõîâíîé êóëüòóðû Ðóñè. Îí Àíãåë è íåáåñíûé çàñòóïíèê Ðóññêîé çåìëè. Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî âåðñèé î ñîòâîðåíèè ìèðà, ìíîæåñòâî ðåëèãèé, áîãîâ, ëåãåíä, ìèôîâ, íî Ñåðãèé Ðàäîíåæñêèé ýòî íå ìèô è íå ëåãåíäà, îí áûë, åñòü è âñåãäà îñòàíåòñÿ â èñòîðèè Ðóññêîãî ãîñóäàðñòâà.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ñîäåðæàíèå è õàðàêòåðèñòèêà èñòîðè÷åñêîãî èñòî÷íèêà «Æèçíü è æèòèå ïðåïîäîáíîãî è áîãîíîñíàãî îòöà íàøåãî Ñåðãèÿ», íàïèñàííîå Åïèôàíèåì Ïðåìóäðûì, îòðåäàêòèðîâàííîå Ïàõîìèåì Ëîãîôåòîì. Âåëè÷èå è êðàñîòà íðàâñòâåííîãî èäåàëà ñâÿòîãî âîæäÿ çåìëè Ðóññêîé.

    ðåôåðàò [33,7 K], äîáàâëåí 05.04.2011

  • Æèçíü è ïðàâëåíèå Äìèòðèÿ Äîíñêîãî. Ðóñü íà ïóòè ê Êóëèêîâñêîé áèòâå. Âîéíà ñ ìîãóùåñòâåííîé Îðäîé. Áëàãîñëîâåíèå Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî. Ïîäãîòîâêà ê Êóëèêîâñêîé áèòâå. Ïîëèòè÷åñêîå è íàöèîíàëüíîå çíà÷åíèå Êóëèêîâñêîé áèòâû äëÿ ñåâåðíîé Ðóñè è äëÿ Ìîñêâû.

    ðåôåðàò [41,3 K], äîáàâëåí 24.11.2011

  • Ñåðãèé Ðàäîíåæñêèé — îñíîâàòåëü Òðîèöå-Ñåðãèåâîé Ëàâðû — îáùåæèòåëüíîãî ìîíàñòûðÿ ñ äåðåâÿííûì õðàìîì áëèç Õîòüêîâà, íà õîëìå Ìàêîâåö. Ñîææåíèå ìîíàñòûðÿ òàòàðñêèì õàíîì Åäèãååì. Íà÷àëî ìîíàøåñêîé æèçíè Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî. Ñîâðåìåííàÿ æèçíü îáèòåëè.

    ïðåçåíòàöèÿ [3,0 M], äîáàâëåí 27.10.2014

  • Âîçìîæíîñòü çíàêîìñòâà ñëàâÿí ñ ïèñüìåííûìè çàïèñÿìè è âèçàíòèéñêîé íóìåðàöèåé äî ïðèíÿòèÿ õðèñòèàíñòâà â 988 ãîäó. Äðåâíåéøèå ñëàâÿíñêèå ðóêîïèñíûå êíèãè: Îñòðîìèðîâî Åâàíãåëèå, Èçáîðíèê Ñâÿòîñëàâà. Äåÿòåëüíîñòü ñâ. Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî è åãî ó÷åíèêîâ.

    ðåôåðàò [95,0 K], äîáàâëåí 16.06.2011

  • ×òî ïðîèñõîäèëî â èñòîðèè Ðóñè è áûëî ñîõðàíåíî äî íàøèõ äíåé â ïèñüìåííîì èëè óñòíîì âèäå. Çàïèñè èñòîðè÷åñêèõ ñîáûòèé. Áûëèíà êàê âèä óñòíîãî íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà. Îïèñàíèå æèçíè è äåÿíèé ñâÿòûõ. Æèòèå Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî. Ïî÷åìó âàæíà âðåìåííàÿ ëåíòà.

    ïðåçåíòàöèÿ [6,9 M], äîáàâëåí 07.11.2013

  • Ïðè÷èíû âîçâûøåíèÿ Ìîñêâû, ïðèòîê íàñåëåíèÿ, ðàçâèòèå ðåìåñåë. Ýòàïû îñâîáîæäåíèÿ ðóñè îò ìîíãîëî-òàòàðñêîãî èãà. Çíà÷åíèå öåðêâè, Àëåêñèÿ I è Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî â ïðîöåññå îáúåäèíåíèÿ ðóññêèõ çåìåëü. Îáðàçîâàíèå åäèíîãî ðîññèéñêîãî ãîñóäàðñòâà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [37,9 K], äîáàâëåí 28.03.2011

  • Àíàëèç îòíîøåíèé Âåëèêîêíÿæåñêîé âëàñòè è Ðóññêîé Ïðàâîñëàâíîé öåðêâè â ëèöå ìîñêîâñêîãî êíÿçÿ Äìèòðèÿ Äîíñêîãî è èãóìåíà Òðîèöå-Ñåðãèåâà ìîíàñòûðÿ Ñåðãèÿ Ðàäîíåæñêîãî. Ïîëîæåíèå ïðàâîñëàâíîé öåðêâè â Ìîñêîâñêîì ãîñóäàðñòâå âî âòîðîé ïîëîâèíå XIV â.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [54,0 K], äîáàâëåí 09.08.2014

3 последствия деятельности сергия радонежского егэ

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì