3 задание огэ русский язык фипи 20 марта 2020 год пунктуационный анализ расставьте знаки препинания

10 заданий для отработки задания 3 огэ 2020 по русскому языку - пунктуационный анализ. опубликовано: людмила васильевна серых

10 заданий для отработки задания № 3 ОГЭ 2020 по русскому языку — пунктуационный анализ.

Опубликовано: Людмила Васильевна Серых

→ Скачать варианты заданий — oge2020-ru-zadanie-3

Задание № 3 ОГЭ-2020 по русскому языку (из демоверсии)

Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Связанные страницы:

Тексты ОГЭ по русскому языку Задания 6 — 9

ОГЭ-2020 по русскому языку баллы и оценки

Задание 2 ОГЭ-2020 по русскому языку

Между подлежащим и сказуемым, как правило не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др.
Однако в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым может ставить ТИРЕ

ТИРЕ  ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено 

  • Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п. Учение – свет. Дважды два – четыре.
  • Инф. – Инф. Лгать другу – унижать самого себя.
  • Инф. (сущ) – Сущ. (инф). Его работа – помогать людям. Говорить правду – благо.
  • Инф – предикативное наречие на О. Потерпеть поражение – позорно!
  • Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Не ставится: если есть связки, частица НЕ.

Запятая ставится: 

  • если несколько однородных членов не соединены союзами: дождик, ветер, снег 
  • если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато: мал, да удал
  • если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.: И дождик, и ветер, и снег.
  • обратите внимание: запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен: Дождик, и ветер, и снег
  • если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.:Не только дождик, но и снег.
  • если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ: яблоки и груши, сливы и бананы.

Запятая не ставится:

  1. Если однородные члены связаны союзом И: дождик и снег
  2. В устойчивых сочетаниях: и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др.
  3. Если несколько определений не являются однородными: большой красный стол.

Двоеточие ставится: 
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова: Я люблю фрукты: яблоки, груши, сливы и апельсины.

Тире ставится: 
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом.
Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю.

Два тире ставится:
Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова:
Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.

Определение обособляется, 

  • если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова

Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнес ее сестре.

  • Если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова.

Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном.

  • В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению. 

Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять.

  • Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения.

Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный.

Запятыми выделяется

  • Приложение, относящееся к личному местоимению:

Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире. 

  • В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному:

Звезды, живые цветы неба, горели над нами.

  • Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ:

Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.

  • Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его  или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например:

Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук.

Тире ставится:

  • Перед приложением, стоящим в конце предложения:

Мне не очень нравится эти цветы – ромашки.

Обстоятельство обособляется:

  • В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием.

Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять.

Обстоятельство не обособляется:

  • Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию)

Он читал лежа.

  • Если деепричастие  входит в состав фразеологизма

Работал спустя рукава

Обратите внимание: Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом И, а также после него нужна запятая.
Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана.  (неоднородные)
Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)

  • Сравнительные обороты с союзами как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели обособляются: 

К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным.

  • Запятая ставится перед как в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: 

Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.

Не ставится запятая:

  • Если союз как имеет значение «в качестве», то запятая перед ним не ставится.

Он пошел с нами в лес как проводник.

  • Если сравнительный союз входит в состав сказуемого:

 Она словно ожила. 

  • Не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т. п., если они употребляются не при сравнении, например:

Мне пришлось превратиться в рака не более как на час.
Меньше чем через минуту прозвенел звонок.

  • Если оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием: 

Бледный как смерть. Сидеть как на иголках.

!!!Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)

  • ТИРЕ ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов.

Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков. 

  • ТИРЕ также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения.

Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани.

Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее).
Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).

  • Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры.
  • Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов: в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, то есть, или  (в значении «то есть»), иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и (в значении «и притом») и т. п.:

От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса.
Над ним часто посмеивались, и справедливо. 
Кроме него, пришло еще пять человек.

ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами.

Запятая в ССП ставится:

  • перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев.

Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем.

Запятая в ССП не ставится:

  • если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член

На улице ярко светит солнце и поют птицы.

  • если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных, назывных или безличных предложения.

Кто вы такие и что вам здесь нужно?
Да будет свет и  пусть скроется тьма!
Как мне все нравится и как здесь хорошо!
Ночь и улица. Фонарь и аптека.
Жарко и холодно.

СПП — это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.).
В СПП от главного предложения задается вопрос в придаточному.
В СПП может быть 1 или несколько придаточных частей.

1 Придаточная часть может находиться 

  • Перед главной частью: (…),[…].

(Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями)

  • После главной части: […],(…).

Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями)

  • В главной части (разрывать ее): […,(…),…].

Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)

Если в СПП несколько придаточных, то между ними могут быть следующие связи:

  • Последовательное подчинение: 

Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП)

  • Параллельное подчинение: 

Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице.(запятой отделяется каждая часть СПП)

  • Однородное подчинение:

Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами)
Я знаю, что на улице светит солнце и поют птицы. (между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)

БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами.

ЗАПЯТАЯ ставится при одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП.
Метель не утихала, небо не прояснялось.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо.
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

ДВОЕТОЧИЕ ставится:

  • если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО).

Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.

  • если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Печален я: со мною друга нет.

  • Если второе предложение дополняет содержание первого: (можно подставить что, и вижу, что, и увидел что)

Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком.

ТИРЕ ставится:

  • вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО)

Я смотрел все напряженнее — их все не было.

  • В первой части говорится о времени или условии  (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ)

Вышли на обрыв — подуло свежим ветром.

  • Вторая часть является следствием

Он подал знак рукою — все притихли.

В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения.

Отдельного внимания заслуживает постановка запятой на стыке союзов: на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы.

Запятая СТАВИТСЯ (между союзами):

  •  если придаточное предложение можно изъять или переставить

Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой.

Запятая НЕ ставится (между союзами)

  • если нельзя переставить или изъять придаточную часть.

Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём…

Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос.

  • Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами.

Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович?

  • Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой.

Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике.

  • Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:

Старик! О прежнем позабудь… (Лермонтов).

  • Обычно местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями, однако есть исключение:ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь:

Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу!

Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.

Вводные слова выражают:

  • Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.)
  • Степень уверенности ( может быть, кажется, вероятно и др.)
  • Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.)
  • Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.)
  • Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.)
  • Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.)
  • Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается)
  • Оценка меры (по крайней мере, самое большее и др.)
  • Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать)

Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми:
авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.

Обратите внимание: некоторые вводные слова и словосочетания (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др.) могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами.

  • Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятыми или тире.

Он, я думаю, неплохой человек.
Захожу я в комнату и – можете себе представить – вижу полный беспорядок.

  • В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.

Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть.

Слова автора предшествуют прямой речи 
 А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П». 
 
 Прямая речь предшествует словам автора: 
 «П», — а. «П?» — а. «П!» — а. “П…” – а. 
 
 Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) 
“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”. 
 “П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”. 
 “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”. 
 “П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. — Надо лучше заниматься”. 
 “П… – а. – П”. “Ну что ж… – проговорил отец. — Надо подумать”. 
 “П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. 
 
 Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) 
А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты. 
 А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень. 
 А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа. 
 
 
 Знаки препинания при цитировании 

  • Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. 

Белинский писал: «….». 

  • Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. 
  • Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: 

«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). 
 «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). 

  • Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками 

 Береги честь смолоду. 
 Пословица. 

Решать задание 3 ОГЭ

2019-10-22

Знаки препинания в предложениях (пунктуационный анализ, задание №3 ОГЭ 2020 по русскому языку)

Задание № 3 ОГЭ 2020

Вариант 2

1.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Упорство (1) с которым Гаусс следовал избранному пути (2) бурный натиск (3) с которым он каждый раз (4) не взирая ни на что (5) преодолевал самые крутые подъёмы к цели (6) закаляли его силы (7) и делали способным (8) неудержимо идти вперёд (9)опережая других.

Ответ: _______________

2. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Были учёные (1) которые жили в неизвестности (2) умирали почти в нищете (3) и оставляли вместо себя (4) только написанные ими книги (5) но (6) когда люди научились понимать эти книги (7) они убеждались 8 как много сделали эти безвестные при жизни учёные (9) и ставили им памятники.

Ответ: _______________

3. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В труднейших условиях Циалковский (1) ещё никем не понятый (2) и не признанный (3) положил начало научным основам космонавтики (4) выдвинул ряд поразительных по своей смелости идей (5) многие из которых были реализованы (6) много лет спустя (7) а некоторые из них могут быть осуществлены (8) лишь в отдалённом (9) будущем.

Ответ: ________________

4. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Все (1) кто вспоминает Сергея Ивановича Вавилова (2) с восхищением и удивлением говорят (3) что при необычайной занятости (4) он никогда не торопился (5) а объём и (6) главное (7) весомость того (8) что он успевал сделать (9) были исключительно велики.

Ответ: ___________________

5. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Учёного (1) работающего в области прикладных наук (2) очевидно (3) привлекла в науке (4) прежде всего (5) интеллектуальная сторона дела (6) его воображение поразило переплетение нитей (7) казалось бы (8) совершенно различных проблем.

Ответ: _______________________

6. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Позвольте (1) мне выразить надежду (2) что у человечества (3) сумевшего открыть (4) и поставить себе на службу могущественные силы ядерных превращений (5) хватит ума (6) чтобы сделать эти силы орудием (7) невиданного технического прогресса (8) а не орудием самоубийства (9) уничтожения наших детей.

Ответ: _______________________

7. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Как бы ни были дороги (1) защищаемая точка зрения (2) концепция (3) гипотеза (4) учёный должен обладать достаточной трезвостью (5) для того (6) чтобы правильно оценивать итоги и работ собственных (7) и работ другого человека (8) идущего своим исследовательским путём.

Ответ: ___________________

8. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Космонавты (1) как и врачи (2) и различные испытатели (3) понимают (4) что есть определённый риск (5) понимают меру опасности (6) но им интересно (7) и важно узнать новое (8) и они сами ставят опыты (9) а не над ними ставятся опыты.

Ответ: ____________________

9. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Если в своих исканиях учёный ценит каждый успех лишь постольку (1) поскольку успех этот лично его слово (2) и его мысль (3) если он не понимает (4) что законченная мысль (5) есть последняя капля (6) собравшая долгие годы в десятках умов (7) то он не может быть истинным борцом за новое (8) за истину.

Ответ: ____________________

10. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Чем больше человек читает (1) не размышляя (2) над прочитанным (3) тем больше верит (4) что много знает (5) но чем больше он размышляет (6) читая (7) тем яснее осознаёт (8) что знает ещё очень мало.

Ответ: _____________________

11. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Патриотизм живой (1) деятельный (2) именно (3) и отличается тем (4) что он исключает всякую международную вражду (5) и человек (6) одушевлённый (7) таким патриотизмом (8) готов трудиться для всего человечества (9) если только сможет быть ему полезен.

Ответ: ____________________

12. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Если ты не можешь прямо (1) откровенно (2) даже резко сказать другу всё (3) что ты думаешь о нём (4) о его поступках (5) или выслушать от него такую же правду о себе (6) значит (7) не верите по-настоящему друг другу (8) не понимаете и не уважаете друг друга.

Ответ: ________________________

13. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

И каким немощным (1) и никчёмным кажется тот (2) кто никогда не держал в руках ни серпа (3) ни резца (4) кто не радовался плодам своего труда (5) и рос (6) не пуская (7) глубоких корней (8) хилый (9) как тепличный цветок.

Ответ: _______________________

14. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вы знаете (1) что (2) тренируя(3) своё тело (4) человек становится здоровым (5) выносливым (6) ловким (7) так же следует тренировать свой разум (8) свою волю.

Ответ: ______________________

15. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В печи запылал огонь (1) и путники (2) повеселев (3) грелись (4) сушили мокрую одежду (5) готовили обед (6) а через два часа (7) когда на небе вновь появилось солнце (8) отдохнувшие люди (9) решили подниматься выше.

Ответ: ______________________

16. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Люди (1) посетившие это любопытное место (2) рассказывают (3) что (4) если в безветренный день подняться на вершину бархана (5) и сбежать по его склону вниз (6) то возникает громкий (7) необычный звук (8) напоминающий рокот двигателей (9) летящего самолёта.

Ответ: ________________________

17. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Молчание городка (2) засыпанного (2) хрустящим под сапогами(3) снегом (4) напоминало художнику не то детство (5) не то недавний сон (6) которого (7) может быть (8) и не было (9) и вызывало необъяснимое чувство грусти.

Ответ: ________________________

18. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

И (1) кажется (2) что земля (3) извечная кормилица (4) притихла (5) задумалась (6) и в тишине (7) как будущая мать (8) собирает животворящие силы для новых свершений.

Ответ: __________________________

19. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Холодный ветер нёс над городом (1) над всей донецкой степью тяжёлые (2) тёмные тучи (3) и их тоже не было видно (4) но слышно было (5) как они шуршат (6) обгоняя и задевая (7) одна другую влажными (8) шерстистыми облаками.

Ответ: __________________

Ответы: 1 – 1234569, 2 – 125789, 3 – 13457, 4 – 12356789, 5 – 123678, 6 – 235689,

7 – 234578, 8 – 12345689, 9 – 134678, 10 – 1345678, 11 – 145689,

12 – 123456789, 13 – 234689, 14 – 1245678, 15 – 12345678, 16 – 123678,

17 – 1456789, 18 — 234578 19 – 13456.

Задание 1 8575

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

М.Л. Балакирев (1) М.П. Мусоргский (2) А.П. Бородин (3) НЛ. Римский-Корсаков (4) и ЦЛ. Кюи — все эти яркие (5) выдающиеся (6) талантливые композиторы (7) однажды встретились (8) и (9) увидев друг в друге единомышленников (10) объединились в музыкальное содружество (11) получившее название «Балакиревский кружок» (12) а позже — «Могучая кучка».

Задание 2 8628

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять двоеточия. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Чёртово игрище в Волгоградской области (1) это песчаный кратер, находящийся в степи. Поднимешься по склону на вершину кратера (2) дух захватывает от космического пейзажа (3) оранжево-розовый песок переливается на солнце всеми цветами радуги.
Уйти отсюда просто невозможно (4) открывшаяся картина завораживает. Песок в кратере многослойный, и каждый слой имеет свой цвет (5) розовый, лимонно-жёлтый, сиреневый, алый, тёмно-вишнёвый… В научных статьях пишут (6) «Чёртово игрище — древний подводный палеовулкан, оставшийся с тех пор, когда здесь было море». Пожалуй, учёные правы (7) при раскопках здесь можно найти морские ракушки.

Задание 3 8679

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Александр Куприн за свою жизнь перепробовал множество разных занятий: был военным (1) и журналистом (2)  грузчиком (3) и землемером (4) увлекался единоборствами (5) и погружался на дно (6) летал на воздушном шаре (7) и выступал на сцене (8) рыбачил с крымскими рыбаками (9) и служил в цирке.

Задание 4 8838

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

На месте (1) где построена Покровская церковь (2) сначала были засыпаны слои глины (3) за усадкой которых (4) внимательно наблюдали (5) и (6) когда устойчивая высота этого основания превысила уровень самого сильного весеннего паводка (7) возвышенность покрыли (8) доставленными сюда (9) белокаменными плитами.

Задание 5 8970

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Повышенная влажность новгородского культурного слоя препятствует проникновению в глубь его воздуха (1) а это (2) значит (3) что в почве Новгорода отсутствует сама возможность возникновения бактерий (4) вызывающих процессы гниения органических веществ (5) поэтому любой деревянный предмет (6) оказавшись в земле (7) сохраняет форму (8) ничего не утрачивая (9) лишь впитывая в себя влагу.

Задание 6 9012

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Вся фигура (1) созданной скульптором Фидием (2) статуи Зевса светилась божественным светом (3) а поза была столь естественной (4) что (5) казалось (6) будто божество готово встать с трона навстречу (7) идущим к нему (8) людям.

Задание 7 9056

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Глядя на этот след «падающей звезды» (1) многие люди (2) отдавая дань традиции (3) загадывают желание (4) при этом они даже не задумаются (5) что видели вовсе не звезду (6) сорвавшуюся со своего привычного места (7) а (8) прилетевший к нам из глубин космоса (9) метеорит.

Задание 8 9100

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Как свидетельствуют теоретические расчёты (1) первые обезьяны на Земле (2) приматы (3) существовали уже 80 миллионов лет назад (4) однако (5) столь ранних находок пока не существует (6) поэтому их появление приходится на рубеж мезозойской и кайнозойской эр (7) а это (8) приблизительно (9) 60 миллионов лет назад.

Задание 9 9143

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Говоря о речевой культуре (1) нельзя не сказать о том (2) что чистота речи требует (3) чтобы в ней отсутствовали не только (4) отвергаемые литературным языком (5) элементы (6) но и массовые речевые ошибки (7) пустословие (8) и неоправданное включение в речь иноязычных слов.

Задание 10 9188

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Если у вас есть яблоко (1) и у меня есть яблоко (2) и (3) если мы обмениваемся этими яблоками (4) то у вас и меня остаётся по одному яблоку (5) а (6) если у вас есть идея (7) и у меня есть идея (8) и если мы обмениваемся идеями (9) то у каждого из нас будет по две идеи.