4 сравните методы психологии тестирование и анкетирование в чем сходство и различия

Цели, процесс и содержание наблюдения. виды наблюдений. наблюдение основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. наблюдаемый не знает, что

Цели, процесс и содержание наблюдения. Виды наблюдений.

Наблюдение — основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает, что он является объектом наблюдения.

Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения:

а) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;

б) программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться;

в) способ фиксации получаемой информации.

При наблюдении должны соблюдаться ряд требований: наличие плана наблюдений, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем; желательно несколько наблюдателей-экспертов, оценки которых можно будет сравнить, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдений фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемых согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого Наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Достоинства метода:

1. Богатство собираемых сведений;

2. Сохранена естественность условий деятельности;

3. Допустимо использование разнообразных технических средств;

4. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых.

Недостатки:

1. Субъективность;

2. Невозможность контролировать ситуацию;

3. Значительные затраты времени.

Метод самонаблюдения (интроспекции). Испытуемый тщательно наблюдает за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции. Испытуемый, прошедший специальную подготовку, описывает то, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации.

Интроспекция имеет два недостатка:

1. Крайняя субъективность, поскольку каждый испытуемых описывает собственные впечатления или переживания, которые очень редко совпадают с впечатлениями другого испытуемого;

2. Ощущения одного и того же испытуемого меняются в течение времени.

Психодиагностическая беседа как метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

Одной из разновидностей опроса является беседа. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Достоинства и недостатки метода беседы.

Содержание и план беседы. Беседа — широко распространенный в психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо стенографированием. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку педагог либо исследователь субъективно оценивает ответы, поведение учащегося, при этом своим поведением, мимикой, жестами, вопросами воздействует на учащегося, обусловливая ту или иную степень открытости и доверия-недоверия об­следуемого.

Организация беседы. Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Виды тестов и виды заданий в тестах. Тест (от англ. – проба, испытание, проверка) – стандартизированная методика психологического измерения и диагностики выраженности психических и поведенческих свойств и состояний личности. Тест – это стандартизированное, часто ограниченное по времени, испытание, предназначенное для установления сопоставимых количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Под стандартизированностью имеется в виду то, что эти методики всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкций, получаемых испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации данных. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнить друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены. Разумеется, если тест применялся правильно. В психодиагностике существуют разнообразные классификации тестов.

Они могут подразделяться:

— по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты невербальные (практические);

— по формам процедуры обследования – на тесты групповые и индивидуальные;

— по направленности: тесты интеллекта, тесты личности, тесты специальных способностей, тесты достижений, тесты креативности;

— в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений – тесты скорости и тесты результативности;

— по способу реализации – бланковые, манипулятивные, аппаратурные, компьютерные, ситуационно-поведенческие;

— по психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и критериальноориентированные тесты;

— по цели применения выделяют тесты готовности к школе, клинические тесты, тесты профотбора и другие. — по составу – монометрические и комплексные (тестовые батареи).

Критериально-ориентированные тесты (КОРТ) предназначены для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Критерием служит наличие или отсутствие знаний. Это основное отличие КОРТ от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповым (ориентация на статистическую норму). Существенной особенностью КОРТ является то, что в них индивидуальные различия сводятся к минимуму (индивидуальные различия влияют на длительность усвоения, а не на конечный результат).

Тесты скорости – тип диагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач. Типичные тесты скорости обычно включают большое количество однородных заданий (пунктов). Объем материала выбирается таким образом, чтобы за отведенное время (постоянное для всех испытуемых) ни один из обследуемых не успевал справиться со всеми задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество правильно выполненных заданий. Пример: корректурная проба, тесты интеллекта. Показателем результативности выполнения тестов скорости может являться и прямое измерение времени выполнения задания (таблица Шульте).

Тесты результативности ориентированы на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. Скорость работы не принимается во внимание или имеет вспомогательное значение. Временное ограничение может применяться, но служит целям стандартизации исследования или для экономии времени. Это большинство личностных методик, опросники, проективные тесты, анкеты.

Вербальные тесты. В них материал тестовых задач представлен в вербальной форме. При этом подразумевается, что основным содержанием работы испытуемого является операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Вербальные тесты чаще направлены на измерение способности к пониманию вербальных инструкций, навыков оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом и чтением.

Отражающие вербальные факторы интеллекта тесты наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры, осведомленности, академической успеваемости. Результаты вербальных тестов очень чувствительны к различиям в языковой культуре испытуемых, уровню образования, профессиональным особенностям. Трудности представляет адаптация вербальных тестов к условиям обследования испытуемых другой национальности.

Невербальные тесты (практические). В них материал тестовых задач представлен невербальными заданиями. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Выполнение задания в невербальной форме отличает также процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха, а также лиц, не имеющих образования. Практические задания оказались удобными при проведении массовых тестовых исследований.

Бланковые тесты (раньше их называли «тесты карандаша и бумаги»). Применение бланков распространено практически во всех видах тестовых методик. Испытуемому предлагается специальный бланк обследования, брошюра, опросный лист и т.д., в которых содержится инструкция и примеры решения, рабочие задания и бланк для регистрации ответов.

Достоинства: простота техники обследования, отсутствие необходимости в специальных аппаратурных средствах. В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известны кубики Кооса, тест сложных фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова. Предметные тесты в основном проводятся индивидуально. Аппаратурные тесты требуют применения специального оборудования для проведения исследования и регистрации полученных данных.

Используются для оценки психофизиологических свойств, исследования времени реакции, типологических особенностей нервной системы, для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. К достоинствам аппаратурных тестов следует отнести более высокую точность и объективность результатов обследования, возможность автоматизации сбора первичных данных. К недостаткам – высокая стоимость необходимого оборудования и сложность технического обеспечения психодиагностической лаборатории. большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты – автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и компьютера. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит с клавиатуры; протокол обследования сразу создается как набор данных на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разнымнаправлениям.

При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей. С помощью компьютера можно получить анализ таких данных, которые без него получить практически невозможно: время выполнения заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения; время ввода ответа /если он сложен/ и др. Эти особенности испытуемых используют для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.

Индивидуальные тесты – взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.

Преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (мимика, непроизвольные реакции), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, фиксировать функциональные состояния.

Применяются в работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии – тестирование лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Требует, как правило, много времени и высокий уровень квалификации экспериментатора.Групповые тесты позволяют обследовать одновременно группу испытуемых (до несколько сот человек). (Это не социально-психологическая диагностика.)

Преимущества:

– массовость;

– быстрота сбора данных;

— инструкция и процедура проведения достаточно просты и от экспериментатора не требуется высокой квалификации;

— в большей степени соблюдается единообразие условий проведения экспериментатора; — обработка результатов обычно носит более объективный характер, часто на ЭВМ.

Недостатки:

– ограничение возможности наблюдения;

— меньше возможности добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать его, заручиться сотрудничеством — не выявленные болезни, утомление, беспокойство, тревожность могут влиять на выполнение задания.

Тесты интеллекта. Относятся к тестам общих способностей. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития (умственного потенциала). Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличить их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения понимают те особенности человека, которые имеют отношение к познавательным свойствам.

Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т.д.). Эти тесты достаточно четко отделены от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей – тестов личности, направленных на измерение поведения в определенных социальных ситуациях, интересов и эмоций личности.

В большинстве тестов интеллекта испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и другие между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Свои решения он сообщает либо в письменном виде, либо отмечая один из нескольких вариантов, имеющихся на бланке. Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач, по нему выводится коэффициент интеллектуальности.

Успешность испытуемого связана с тем (по Г. Айзенку):

— насколько в своем предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из которых построены задачи теста;

— насколько были им усвоены именно те умственные действия, которые необходимы для решения задач теста;

— и может ли он эти действия произвольно актуализировать;

— насколько сложившиеся у испытуемого в его прошлом опыте мыслительные стереотипы пригодны для решения задач теста.

Таким образом, результаты тестирования выявляют скорее не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, которые неминуемого сказываются на его работе над тестом. Это обстоятельство послужило основанием для того, чтобы называть результаты получаемые при применении тестов интеллекта «тестовым» или «психометрическим» интеллектом.

Тесты специальных способностей, креативности, личности.

Тесты достижений – оценка достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний. В отличие от тестов интеллекта, отражающих влияние накопленного опыта и общих способностей, тесты достижений измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на эффективность обучения тому или иному комплексу знаний, формирование различных специальных умений. Таким образом, тесты достижений ориентированы на оценку достижений человека после завершения обучения. Тесты достижений, применяемые в школьной психодиагностике, имеют заметные преимущества по сравнению с существующей оценкой успеваемости учащихся.

Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний, как это имеет место при традиционной школьной оценке. Тесты достижений благодаря стандартизированной форме оценки позволяют соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам с аналогичными показателями в классе или в любой другой выборке испытуемых. Эта оценка носит более объективный характер и требует меньших затрат времени (т.к. чаще всего являются групповыми тестами), в чем традиционная школьная оценка.

Охватывают большее количество тем.Тесты дают возможность однозначного объективного оценивания ученика, в то время как экзамены такой оценки не дают. Например, в 1994 году в Москве из 50 000 выпускников получили золотые медали 110, а в Новосибирске из 8 000 – 55 выпускников. Соотношение 1:4.

Тест креативности – методики, предназначенные для изучения и оценки творческих способностей личности. Креативность – способность продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач. Факторы креативности – беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и др. Если решение тестов креативности может приниматься как одно из свидетельств наличия творческих способностей у человека, то не решение их еще не является доказательством отсутствия таковых.

Наиболее известны тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Джо Гилфордом с сотрудниками (1959) и Полем Торренсом (1962). В отечественных исследованиях на основе выделения единицы измерения творческих способностей, названной «интеллектуальной инициативой», разработана оригинальная методика «креативного поля». Д.Б. Богоявленская (1983).

Тесты специальных способностей – методики, предназначенные для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В отличие от тестов интеллекта, направленных на широкие области деятельности, тесты специальных способностей направлены на конкретные области деятельности ичасто служат дополнением к тестам на интеллект.

Возникли с целью профотбора и профориентации за рубежом. В зарубежной психодиагностике различают следующие группы тестов способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Наибольшее распространение за рубежом получили комплексные батареи способностей.

Достоинства и недостатки метода тестов.

Тесты состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесты выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.

Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами (ниже в качестве сравнения берутся главным образом традиционные устные и письменные экзамены):

1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием. Это, однако, не означает того, что для подготовки комплексного заключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста с полноценным высшим психологическим образованием.

2. Оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из серии кратких заданий на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа (в школьной практике это один урок); тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени (человеко-часов) на сбор данных.

3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизированность теста позволяет рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам (знаниям, умениям в заданной области). Кроме того, количественный характер тестовых результатов дает возможность применить в случае тестов хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях.

4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 процентов из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний – психометрического эксперимента. Если в ходе его становится известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным и его оставляют в тесте.

5. Надежность. Это, может быть, самое главное достоинство тестов. «Лотерейный» характер современных экзаменов с вытягиванием «счастливых» или «несчастливых» билетиков известен всем. Лотерейность для экзаменующегося здесь оборачивается низкой надежностью для экзаменатора – ответ на один фрагмент учебной программы, как правило, не показателен для уровня усвоения всего материала. В отличие от этого, любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы (тестируемой области знаний или проявлений какого-то умения или способности). В результате возможность для «хвостистов» выбиться в отличники, а для отличника вдруг «провалиться» резко сокращаются.

6. Важнейшим социальным следствием перечисленных выше достоинств метода тестов является справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех испытуемых в равные условия.

7. Возможность компьютеризации. В данном случае это не просто дополнительное удобство, сокращающее живой труд квалифицированных исполнителей при массовом обследовании. В результате компьютеризации повышаются все параметры тестирования. Есть возможность обеспечения информационной безопасности. Возможно создание «банка тестовых заданий», который позволяет технически предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных экзаменаторов. Выбор заданий, предлагаемых конкретному испытуемому, может производить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление данному испытуемому определенного задания в этом случае является таким же сюрпризом для экзаменатора, как и для испытуемого.

8. Психологическая адекватность. Это важнейшее психологическое следствие оптимальной сложности. Наличие в тесте (по сравнению с традиционными экзаменационными вариантами) большего количества кратких заданий средней трудности дает многим испытуемым (особенно тревожным, не уверенным в себе) шанс поверить в себя, активизировать психологически оптимальную установку «на преодоление». Когда такой испытуемый остается лицом к лицу перед одной – двумя очень сложными и большими задачами и не видит, как можно с ними справиться вообще, то он падает духом и не раскрывает всех своих возможностей.

А если заданий много и часть из них явно начинает «поддаваться» (испытуемый уверен, что он с ними справиться), человек в процессе тестирования ободряется и начинает «бороться» за максимальный результат. Свойство оптимальной сложности не только обеспечивает измерительную (различающую) силу теста, но и обеспечивает оптимальный психологический настрой испытуемых. Тестовая ситуация оптимальной сложности является оптимальным возбудителем – люди испытывают нормальный уровень стресса (напряжения), необходимый для того, чтобы показать наивысший результат. Недостаток стресса (в случае легкого теста), а тем более избыток (в случае трудного) искажают результаты измерения.

Недостатки тестирования:

1. Опасность «слепых», автоматических ошибок. Слепая вера неквалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматически, порождает иногда ошибки и казусы: испытуемый не понял инструкции и стал отвечать совсем не так, как требуют стандарты инструкции, испытуемый по каким-то причинам применил искажающую тактику, возник «сдвиг» в приложении трафаретки-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т.п.

2. Опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой.

3. Потеря индивидуального подхода, «стрессогенность». Тест предназначен для всех. Довольно вероятна возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка). Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования, У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах.

4. Потеря индивидуального подхода, «репродуктивность». Тесты знаний предназначены для выявления готовых, стандартных знаний. Большинство тестов не направлены на творческую, конструктивную деятельность.

5. Отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях. Диалогические методы в этом плане имеют несомненное преимущество.

6. Неадекватная сложность. Иногда малоквалифицированные «тестологи» обрушивают на ребенка тесты слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.

Тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики, они требуют параллельного использования других диагностических методов. Лучшая гарантия от профанов и профанации – серьезный и квалифицированный интерес к тому, какую экспериментально-научную работу проделали разработчики теста, как полно эта работа и ее результаты отражены в сопутствующей документации. Это, прежде всего, вопросы надежности, валидности и репрезентативности.

Опросники как стандартизированный самоотчет.

Опросники — это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе в- виде ответов. Теоретической основой этого метода можно считать интроспекционизм — психологию самонаблюдения. Метод опросников вначале рассматривался в качестве разновидности самонаблюдения. Но при заданных вариантах ответа это самонаблюдение, которому придается стандартизированный характер, по многим формальным признакам сближается с объективным тестированием.

Исследовательский инструмент, с помощью которого у обследуемых получают ответы на множество письменных вопросов. Группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. Предназначены для получения данных со слов обследуемого (стандартизированный самоотчет).

Виды опросников.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, про­никнуть в психологию человека, однако требует специальной подго­товки, обучения и, как правило, больших затрат времени на про­ведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество лю­дей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недо­статком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос — разновидность устного или письменного оп­роса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных от­ветов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследо­вания, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестан­дартные ответы.

Личностные опросники.

Стандартизированные опросники, с помощью которых однозначно и количественно оценивается степень выраженности личностных черт испытуемых или других особенностей личности. Как правило, в личностных опросниках не бывает «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием. По характеру ответов на вопросы они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответа (например: «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем, такая форма ответа «огрубляет»информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без какихлибо особых ограничений. Испытуемые дают ответы по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Достоинства: получение развернутой информации об испытуемом; проведение качественного анализа ответов. Недостатки: сложность формализации ответов и их оценок; затруднения в интерпретации результатов; громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Опросники черт личности – группа опросников личностных, разработанных на основе выделения черт личности. Непосредственно наблюдаемые черты личности выступают как исходный материал для построения опросников. В отличие от конструирования типологических опросников, такой подход требует группировки личностных признаков, а необследуемых. В опросниках черт личности диагностика осуществляется постепени выраженности черт. Пример: (16 личностных факторов) – опросник Кеттелла, УСК.

Типологические опросники – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Такой подход требует группировки самих обследуемых, а не их личностных признаков. В типологических опросниках диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим /усредненным/ типом личности. Пример: Г. Айзенка, MMPI.

Опросники мотивов – группа личностных опросников предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, которая позволяет установить на что направлена активность человека (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения) и как осуществляется регуляция динамики поведения.

Опросники интересов – группа опросников, предназначенных для измерения интересов и выбора профессиональной деятельности Опросники интересов, в зависимости от насыщенности личностными показателями, могут быть отнесены как к личностным опросникам, так и к опросникам-анкетам.

Опросники ценностей – группа личностных опросников, предназначенных для измерения ценностей и ценностных ориентаций личности. Ценности формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности.

Опросники установок – группа опросников, предназначенных для измерения относительной ориентировки человека в одномерном континууме установок.

Опросники биографические – группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека. Чаще всего вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Формы вопросов: открытые и закрытые (дихотомические и альтернативные). Формы представления результатов. Пути повышения надежности опросников (многократное дублирование вопросов, введение «шкалы лжи», отказ от прямых вопросов и т.д.).

Специфика анкетного опроса. Анкетирование — эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету. Подготовка анкеты требует профессионализма. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим и личностным особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции вопросов (открытые, закрытые, полуоткрытые). Респондент – лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью.

Особенности интервьюирования. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

методы педагогической психологии

Метод – путь исследования или способ познания реальности. В каждой науке существуют свои способы и системы приемов и операций, которые используются при изучении каких-либо явлений.

Методы педагогической психологии такие же, как и в смежных гуманитарных науках. Тем не менее следует сказать, что основополагающими являются эксперимент и наблюдение.

Наблюдение – преднамеренное, с определенной целью и выполняемое в системе восприятие внешнего проявления действий человека с последующим анализом и объяснением поведения.

Эксперимент – планомерное манипулирование одним или несколькими факторами и регистрация изменений в поведении объекта изучения.

Условно методы педагогической психологии можно разделить на 2 группы: методы организации исследования и сбора информации. К первым относятся лонгитюдное исследование, сравнительный и комплексный методы. Ко вторым – наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, интервью, клиническая и стандартизованная беседа.

методы возрастной и педагогической психологии

Рассматривая подробнее методы педагогической психологии, такие как сбор информации, следует сказать, что тестирование представляет собой сведенные к неким стандартам вопросы и задачи, которые имеют определенную шкалу значений. Применяются тесты для приведения к некому эталону индивидуальных различий. К данному методу сбора информации предъявляются некоторые требования:

— возрастная норма;

— объективность;

— валидность;

— надежность.

Тесты как методы возрастной и педагогической психологии представлены несколькими видами:

— тесты достижений, диагностирующие владение знаниями, навыками и умениями;

— тесты интеллектов, которые выявляют умственный потенциал;

— тесты креативности, изучающие и оценивающие творческие способности;

— критериально-ориентированные, которые выявляют владения ЗУНами, необходимыми и достаточными для выполнения определенных поставленных профессиональных или учебных задач;

— личностные – измерение различных сторон личности;

— проективные методики – те, которые изучают личность, основываясь на психологической интерпретации полученных результатов проекции;

— шкалирование – метод моделирования реально происходящих процессов с помощью систем чисел и координат.

Предмет и методы педагогической психологии отличаются от собственно психологических лишь тем, что изучают закономерности воспитания и обучения, используя для этого категорийный и инструментальный аппараты других, смежных наук. Добавляются две группы методов, поскольку они оказывают существенное влияние на развитие ребенка: это психологическое консультирование и психологическая коррекция.

предмет и методы педагогической психологии

Форма проведения консультаций может быть как индивидуальной, так и групповой; клиентом выступает ребенок или его законные представители. Коррекционно-развивающие занятия тоже проводятся в различной форме, если речь идет о ребенке-дошкольнике, то выбирается игра, в которой он усваивает новые навыки.

В работе с детьми применяются такие методы педагогической психологии, как изучение продуктов деятельности – речь идет о проверках сочинений и контрольных работ, чтобы выяснить, насколько был усвоен изучаемый материал, анкетирование, выявляющее мотивы учения.

Предмет ПУ

Предметом психологии
управления являются психологические
основания деятельности менеджера:
психофизиологические особенности
трудовой деятельности, психологические
особенности переработки информации,
механизмы восприятия человека человеком
и механизмы влияния людей друг на друга,
психологические особенности формирования
трудового коллектива и межличностных
отношений в нем, психологические
особенности принятия управленческих
решений и психологические факторы
управленческой деятельности в целом.

Психология
управления как наука и практика направлена
на формирование и развитие психологической
управленческой культуры руководителей,
создание необходимых основ для
теоретического понимания и практического
применения в управлении знаний
особенностей личности работника,
межличностных отношений и закономерностей
функционирования трудового коллектива.

1. Личность, ее
самосовершенствование и саморазвитие
в процессе труда.

2. Управленческая
деятельность и ее организация с точки
зрения психологической эффективности.

3. Групповые процессы
в трудовом коллективе, и их регуляция

Предмет ОП

Фред Лютенс (1999):
Организационное поведение (ОП) может
быть определено как область знания,
стремящаяся понять и научиться
предсказывать поведение людей в
организации, а также управлять им.

ОП представляет
бихевиористский подход к менеджменту,
а не весь менеджмент в целом. Среди
других признанных подходов: процессный,
количественный, системный и ситуационный
(С.17-18).

Цели ОП

Цели организационного
поведения:

— выработка техники
аналитического и эмпирического
исследования поведения людей в
организации;

— анализ причин
и поступков (индивидуальных и групповых)

людей в определенных
условиях;

— выработка методов
объяснения и способов предвидения
поведения людей в организации;

— прогнозирование
и корректировка поведения человека в
организации;

— формирование
навыков управления поведением подчиненных

и своим собственным;

— создание
организации, работающей на принципах
сотрудничества и сочетания
общеорганизационных, групповых и
индивидуальных интересов;

— формирование
организационной культуры компании.

Цели ПУ

Цель психологии
управления – разработка путей повышения
эффективности и качества жизнедеятельности
организационных систем.

Задачи психологии
управления:

1) психологический
анализ деятельности специалистов-управленцев;

2) изучение механизмов
психической регуляции трудовой
деятельности в нормальных и экстремальных
условиях;

3) исследование
психических особенностей лидерства;

4) разработка
психологических рекомендаций по
использованию психологических знаний
в процессе управления, в разрешении
конфликтов, изменении психологического
климата в организациях;

5) изучение процессов
группового взаимодействия;

6) исследование
механизмов мотивации человека.

Методы ПУ

Методы:

исследовательские;

диагностические;

коррекционные;

консультационные.

Наблюдение

Научное
наблюдение (в отличие от житейского) –
это целенаправленное и организованное
восприятие исследователем изучаемого
объекта и объяснение полученных фактов.

Виды наблюдения:
1). включенное (исследователь является
участником социально-психологического
явления, членом исследуемой группы) и
невключенное (исследователь изучает
явление со стороны); 2). открытое (объект
наблюдения знает что за ним ведется
наблюдение и это меняет его поведение)
и скрытое (объект не знает о ведущемся
наблюдении).

Достоинства
метода: естественность изучаемого
явления, его многомерность.

Недостатки
метода: субъективизм наблюдателей
(гало-эффект, влияние настроения
наблюдателя, личные контакты с наблюдаемым,
психическое пресыщение наблюдателя.

Социально-психологический
эксперимент

Это целенаправленное
моделирование ситуации, позволяющей
выявить и исследовать социально-психологические
явления.

Виды эксперимента:
1). лабораторный (проводится в лабораторных
условиях, испытуемый осознает свое
участие, используется упрощенная модель
реальной ситуации, широко применяется
аппаратура, считается более «чистым»)
и естественный (проводится в «полевых»
условиях, испытуемые могут не осознавать
участие в эксперименте, модель приближена
к реальности); 2). индивидуальный и
групповой.

Достоинства
метода: объективность, возможность
произвольно регулировать независимые
переменные и изучать явление в «чистом»
виде.

Недостатки
метода: проблема экологической валидности
(соответствия данных, полученных в
эксперименте – реальности); проблема
влияния экспериментатора на результат;
проблема обработки и интерпретации
данных.

Тесты

Тест – это
стандартизованное испытание, в ходе
которого испытуемый выполняет задание
или отвечает на вопросы, имеющие косвенный
характер.

Виды тестов:
классификационные, обучающие, проективные,
диагностические.

В психологии
управления в целях психодиагностики
личностных особенностей распространен
т. н. ситуационный тест (его можно отнести
и к естественному эксперименту). Например,
кандидату на к-л. должность создают
стрессовую ситуацию, провоцируют
конфликт… выясняя тем самым
профессионально-важные качества –
например стрессоустойчивость…

Достоинства
метода: стандартизация условий и
результатов, простота применения,
оперативность и экономичность,
дифференцированный характер оценки,
надежность, объективность (защищенность
от экспериментатора).

Недостатки
метода: опасность «слепых», случайных
ошибок, опасность «профанации»,
потеря индивидуального подхода,
формализация общения и процедуры.

Методы опроса
(анкетирование, интервью, беседа).

Это методы сбора
широкой, статистически значимой
информации или сбора предварительной
информации.

Достоинства
метода: широта охвата.

Недостатки
метода: субъективизм ответов (осн. на
самоанализе).

Методы анализа
документов и продуктов деятельности

Анализируются
магнитофонные записи, протоколы,
телеролики, статьи, дневники, письма,
продукты творчества…

Основные
проблемы метода: надежность документа
в зависимости от источника, достоверность
(соответствие реальности).

Контент-анализ
позволяет выявить истинное отношение
субъекта к реальности, его чувства,
интересы, установки…

Этапы
контент-анализа:

выбор качественных
и количественных единиц анализа (а
именно: категорий = ключевых понятий,
индикаторов, единиц контекста, единиц
счета);

составление
кодировочной инструкции (составляется
словарь индикаторов категорий, которым
приписывается определенный код);

пилотаж;

кодировка всего
массива исследуемых текстов;

статистическая
обработка;

интерпретация.

Интент-анализ
позволяет выявить истинные цели
(интенции) автора текста. Предполагает
выявление и квалификацию содержащих
интенции фрагментов текста.

Методы шкалирования

Это количественная
оценка какого-либо объекта или явления
по заданным параметрам (шкалам).

Шкалы могут
быть словесными, числовыми, графическими.

Метод предполагает
определенный уровень развития речи,
ассоциативного мышления, рефлексивности…

Наиболее
популярные методы шкалирования:
семантический дифференциал (Осгуд),
ранжирование, тест конструктов (Келли).
метод попарных сравнений и сортировки,
метод экспертных оценок, метод групповой
оценки личности (ГОЛ).

Методы ОП

Критерии классификации
методов исследования ОП

1. Продукт или
процесс

2. Непосредственный,
опосредованный или опосредствованный

3. Явление или
мнение

4. Срез или лонгитюд

5. Кейс или выборка

6. Эмпирия или
эксперимент

7. Качественный
или количественный

Качественные
исследования

1. Курт Левин:
групповая сплоченность, давление,
лидерство, конформизм, групповые решения,
исследование действием;

2. Якоб Морено:
психодрама, социометрия;

3. Бронислав
Малиновский: административная
антропология.

Наблюдение. Анализ
документов. Беседа. Интервью. Индивидуальное
интервью. Интервью в группе. Опрос.
Тесты.

Дональд Т. Кэмпбелл:
Квазиэксперимент это разновидность
экспериментального исследования, при
котором осуществляется нечто вроде
планирования эксперимента при сборе
данных, но нет полного контроля над
порядком экспериментальных воздействий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ных затратах, чем свободный опрос. 3. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест – опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно, чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога. Сегодня тесты — это наиболее широко используемый метод психологического исследования. Все же необходимо отметить тот факт, что тесты занимают проме- жуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, ос- нованные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники. При выполнении данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу прежде всего необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемому предъявляют картинки с изображением неопределенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, отраженные на картинке, и на основе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

Педагогика и дидактика

Тесты представляют собой модельные ситуации с их помощью выявляются реакции свойственные индивиду которые считаются совокупностью показателей исследуемого признака. В педагогической психологии используются все типы существующих тестов однако наиболее часто востребованы тесты достижений. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; обеспечивают сопоставимость информации полученной…

4. Тестирование как исследовательский метод.

Тестирование
— экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.

Тесты представляют собой модельные ситуации, с их помощью выявляются реакции, свойственные индивиду, которые считаются совокупностью показателей исследуемого признака. Анализирование посредством тестов, как правило, ограничено во времени и характеризуется наличием нормативных критериев оценки результатов. Относительная простота процедуры тестирования не исключает сложной обработки данных. В педагогической психологии используются все типы существующих тестов, однако наиболее часто востребованы тесты достижений. Они предназначены для определения эффективности программ и процесса обучения и обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения. Содержание этих тестов может быть соотнесено в определенных областях с образовательными стандартами, поэтому их рассматривают как средство объективной оценки и инструмент корригирования учебных программ.

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал
целый ряд преимуществ
, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Тесты предъявляют требования:

Строгая формализация всех этапов тестирования,

Стандартизация заданий и условий их выполнения,

Интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.

Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие
компоненты
:

1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,

2) ключ шкалирования — соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,

3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа,

4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученыный результат.

Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц.

Тесты классифицируются по разным признакам.

По виду свойств личности
они делятся на тесты
достижений и личностные
. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым — тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты.

По виду инструкции и способу применения
различаются
индивидуальные и групповые
тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых.

По формальной структуре
различаются тесты
простые
, т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты
сложные
, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка.

На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:

а) диагностируемое свойство личности (размер, положение, индикатор) или только наблюдаемые его пpоявления (напpимеp, способности, уpовень знаний, темпеpамент, интеpесы, установки);

б) величину выбоpки из популяции, на котоpой должна пpоводиться оценка метода;

в) стимулиpующий матеpиал (таблички, изобpажения, игpушки, фильмы);

г) влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования, постановки задач, pазъяснений, ответов на вопpосы;

д) условия ситуации;

е) фоpмулиpовку pезультатов в ноpмиpованной шкале оценок.

Процедура тестирования:

  1. Подготовительная работа:
  • Изучение литературных источников;
  • Первичное знакомство с объектом исследования

    • Найти соответствующую методику для тестирования (опросник Айзенка, тест Равена)
  1. Организация эксперементального исследования – подготовка оборудования, выбор методов и методик.
  • Место проведения – изоляция от внешних помех, обеспечить комфорт.
  • Техническое оснащение;
  • Учитывать, что и исследователь влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах;
  • Протоколы должны быть полными;
  1. Этап сбора эмпирических данных – в ходе проведения исследования накапливаются эмпирич.данные, которые в последствии анализ-ся и обрабатываются.
  2. Этап обработки данных путем анализа.
  3. Этап интерпретации, обсуждения и оценки полученных результатов. При интерпретации результаты соотносятся с исходной гипотезой, т.е гипотеза подтверждается или опровергается.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56588. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Речення 52.5 KB
Діти пішли в ліс по гриби ось і ліс біліють молоді берези суворо стоять міцні дуби на галявинці вишикуються молоденькі осики дзвінко виспівує славка десь відстукує дятел Андрійко знайшов перший гриб Наталка побачила товстеньких боровичків…
56589. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Повторення вивченого в 3-му класі 54 KB
Через кору він проступає назовні. А тому треба берегти березу. Усе в лісі радіє, а береза плаче. Берези, з яких випускають багато соку, засихають і швидко гинуть. Таке враження, що це сльози берези. Під гарячим промінням сонця сік швидко тече по її білому тілу. Сік у берези – це те саме, що кров у людини.
56590. Як зробити навчання української мови в початковій школі цікавим для дитини 64 KB
Такі або аналогічні запитання ставлять періодично перед собою вчителі початкових класів. Моє глибоке переконання, що саме використання віршованих правил і казок на уроках української мови, дає можливість учневі не тільки легко запам’ятати визначення, але і добре засвоїти його.
56592. Естетичний вплив мови на людину 372 KB
Для того щоб забезпечити привабливість змісту навчання мови, належний виховний і розвивальний потенціал, намагаюся, щоб у свідомості учнів утверджувалися високо вартісні якості української мови, зокрема її естетична цінність
56593. Українська мова. Методичні вказівки 451 KB
Мета самостійної роботи студентів двоєдина: формування самостійності як риси особистості і засвоєння знань, умінь, навиків. На молодших курсах самостійна робота з української мови ставить за мету розширення і закріплення знань і умінь, що здобуваються студентом на традиційних формах занять
56594. Використання елементів інтерактивних технологій на уроках української мови 245 KB
Мета. Активізувати розумову діяльність учнів спрямовану на узагальнення знань навичок набутих у процесі вивчення теми Іменник як частина мови; удосконалювати орфографічні навички; розвивати мислення і здібності школярівпідвищувати культуру мовлення…
56595. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 242.5 KB
Совокупность предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих производство, перераспределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного назначения…

Тестирование как метод исследования

Выполнила:

Москаленко Анастасия Андреевна

студентка группы 29ПОм-150з

направления

«Педагогическое образование»

магистерская программа

«Управление образованием»

  • Автором термина «тест» (от англ. test – проверка, проба) является американский психолог Джеймс Кеттелл, предложивший термин в 1890 г. в работе «Интеллектуальные тесты и измерения».
  • Предметом исследования в этот период являлись в основном способности, необходимость диагностики которых ощущалась в психиатрии (в связи с необходимостью диагностики нарушений психической деятельности) и в сфере обучения (для объективной оценки знаний, умений и навыков).

Возникновение и развитие метода тестирования

  • В 1904 г. появился первый тест, соответствующий современному пониманию тестов: французскими психологами А. Бине и Т. Симоном был разработан тест интеллекта для выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах.
  • В 1912 г. немецким психологом В. Штерном был введен коэффициент интеллекта IQ (от англ.
    Intellegence Quotient), определяемый как отношение умственного возраста к хронологическому возрасту, выраженное в процентах.

Возникновение и развитие метода тестирования

  • В начале XX в. создаются тесты, способные осуществлять профессиональную дифференциацию и отбор в различных отраслях производства и сферы, а также для набора новобранцев в армию и распределения- их по родам войск.
  • Впоследствии армейские тесты были использованы в гражданских целях для дошкольников, школьников, студентов и даже заключенных.

Возникновение и развитие метода тестирования

  • В послевоенные годы происходят важные изменения в идеологии тестирования. Если раньше тесты «работали» на общество (отсев, отбор, типизация людей по различньм категориям), то в 1950-1960-е гг. тестология «индивидуализируется» и обращается к нуждам и проблемам отдельной личности.
  • Тесты профотбора («годен – не годен») сменяются тестами профориентации («куда годен»). Появляется огромное количество личностных опросников.
  • Цель – углубленное познание личности, выявление ее особенностей.

Групповое тестирование

  • Групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии.
  • Специалисты, разрабатывая методическую сторону тестов, доводили ее до совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались высокой надежностью и хорошей валидностью.
  • Возникло новое направление в тестологии — тестирование специальных способностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выделилось в самостоятельную область.

  • Тестирование — это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.
  • Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.

  • С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.
  • Тесты содержат вопросы и задания, требующие очень краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т.д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе.
  • Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени.

Условия при подготовке тестовых заданий

1. Нужно определить и ориентироваться на некоторую норму, что позволит объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых;

2. Испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания (независимо от времени и места), что позволяет исследователю объективно оценить и сравнить полученные результаты;

3. Норма каждого теста определяется составителем-разработчиком путем нахождения среднего показателя, соответствующего результатам большой совокупности людей, принадлежащих некоторой культуре.

  • Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой и соответствующим способом оцениваются: каждый тест сопровождается способом обработки данных и интерпретации результатов;
  • Тесты, ориентированные на определение среднестатистических норм и принятие их в качестве критериев оценки и интеграции, позволяют осуществлять нормативно-ориентированное тестирование(НОРТ);
  • Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) позволяет достаточно успешно сочетать тестирование, интерпретацию результата и коррекцию хода обучения (формирования)

Правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов

1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;

4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;

Правила проведения тестирования и интерпретации полученных результат

5) предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности;

6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;

7) накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.

Типы тестов

  • Тесты способностей;
  • Тесты достижений
  • Личностные тесты.
  • Проективные тесты.
  • Графические проективные методики

Критерии точности теста

  • Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов.
  • Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен.

Используемая литература

  • Загвязинский В. И., Атаханов Р.. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия»., 2005 ;
  • Никандров В.В.. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь». – 480 с., 2003 ;
  • К. М. Гуревч, Е. М. Борисова. Психологическая диагностика: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО., 2000 .

Вопрос

10
.
Метод тестов в психологии (Гуревич
Психологическая диагностика).

1. тесты
(которые, в свою очередь, делятся на
несколько
подклассов),

2.опросники,
методики проективной тех­ники
и психофизиологические методики.

В литературе нередко все
методики определения
индивидуаль­но-психологических
различий именуются тестами, а пособия
по диагностике
называются пособиями по тестологии.
Однако по своей
психологической сущности тесты и,
например, опросники очень
несходны между собой. Методики проективного
характера также представляют собой
особый инструмент, не похожий ни на один
из перечисленных. Поэтому для лучшего
понимания того, что
дает диагностирование, их следует
отделить друг от друга по названию.
Особое место должны занять в этой
классификации психофизиологические
методики. Это оригинальные средства
диагностики, возникшие в нашей стране.

Тесты

Тесты (в переводе с английского
— «испытание», «проверка», «проба») —
это стандартизированные и обычно краткие
и ограни­ченные
во времени испытания, предназначенные
для установле­ния
количественных и качественных
индивидуально-психологи­ческих
различий между людьми. Их отличительная
особенность заключается
в том, что они состоят из заданий, на
которые от ис­пытуемого
нужно получить правильный ответ. В
опросниках, в проективных
и психофизиологических методиках
правильных от­ветов
не существует.

Тесты
можно расклассифицировать, выделить
несколько под­классов
в зависимости от того, какой признак
взят за основание деления. Наиболее
значительными представляются
классифика­ции
тестов по форме и по содержанию.

Форма психологического тестирования

По форме
тесты могут быть индивидуальные и
групповые, устные и письменные; бланковые,
предметные, аппаратурные и компьютерные;
вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные
и групповые (коллективные) тесты.
Индивидуа­льные
тесты — это такой вид методик, когда
взаимодействие экспе­риментатора
и испытуемого происходит один на один.
Индивидуа­льное
тестирование имеет свои преимущества:
возможность наблю­дать
за испытуемым (за его мимикой,
непроизвольными реакция­ми),
слышать и фиксировать непредусмотренные
инструкцией вы­сказывания,
что позволяет оценить отношение к
обследованию, от­мечать
функциональное состояние испытуемого
и др. Кроме того, опираясь
на уровень подготовленности испытуемого,
можно по ходу эксперимента
заменить один тест другим. Индивидуальная
диагнос­тика
необходима при работе с детьми
младенческого и дошкольного возраста,
в клинической психологии-для тестирования
лиц с сома­тическими
или нервно-психическими нарушениями,
людей с физи­ческими
недостатками и т.д. Необходима она и в
тех случаях, когда нужен
тесный контакт экспериментатора и
испытуемого с целью оп­тимизации
его деятельности. Однако индивидуальные
тесты требу­ют,
как правило, много времени на проведение
эксперимента, и в этом
смысле менее экономичны по сравнению
с групповыми.

Групповые
тесты

это такой тип методик, который позволяет
одновременно
проводить испытания с очень большой
группой людей
(до нескольких сот человек). Поскольку
инструкции и про­цедура
проведения детально разработаны,
экспериментатор дол­жен
неукоснительно их выполнять. При
групповом тестировании особенно
строго соблюдается единообразие условий
проведения эксперимента.
Обработка результатов объективизирована
и не требует
высокой квалификации. Результаты
большинства группо­вых
тестов могут обрабатываться на ЭВМ.

Однако
следует отметить и определенные
недостатки группо­вого
тестирования. Так, у экспериментатора
гораздо меньше воз­можностей установить
взаимопонимание с испытуемым, пробу­дить
его интерес и заручиться его сотрудничеством.
Любые слу­чайные
состояния испытуемого, такие, как
болезнь, утомление, беспокойство и
тревожность, которые могут влиять на
выполне­ние
заданий, гораздо труднее выявить в
групповом тестировании. В
целом, лица, незнакомые с такой процедурой,
скорее покажут более
низкие результаты при групповом
тестировании, нежели при
индивидуальном. Поэтому в тех случаях,
когда принимаемое по
результатам тестирования решение важно
для испытуемого, желательно
дополнить результаты группового
тестирования либо индивидуальной
проверкой неясных случаев, либо
информацией, полученной из других
источников.

Устные
и письменные тесты.
Эти
тесты различаются по форме от­вета.
Устными чаще всего бывают индивидуальные
тесты, письмен­ными
— групповые. Устные ответы в одних
случаях могут формули­роваться
испытуемым самостоятельно («открытые»
ответы), в других —
он должен из нескольких предложенных
ответов выбрать и назвать тот,
который считает правильным («закрытые»
ответы). В письмен­ных
тестах ответы даются испытуемым или в
тестовой тетради, или на
специально разработанном бланке ответов.
Письменные ответы также
могут носить «открытый» или «закрытый»
характер.

Бланковые,
предметные, аппаратурные, компьютерные
тесты.
Эти
тесты различаются по материалу, который
используется при тестировании.
Бланковые тесты (другим широко известным
на­званием является
тест «карандаш и бумага») представлены
в виде отдельных
бланков или тетрадей, брошюр, в которых
содержится инструкция
по применению, примеры решения, сами
задания и графы
для ответов. Предусмотрены формы, когда
ответы заносят­ся
не в тестовые тетради, а на отдельные
бланки. Это позволяет ис­пользовать
одни и те же тестовые тетради многократно.
Бланко­вые
тесты могут применяться как при
индивидуальном, так и при групповом
тестировании.

В
предметных тестах материал тестовых
заданий представлен в виде
реальных предметов: кубиков, карточек,
деталей геометриче­ских
фигур, конструкций и узлов технических
устройств и т.п. Предметные
тесты чаще
проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты — это
такой тип методик, который требу­ет
применения специальных технических
средств или специаль­ного
оборудования для проведения исследования
или регистра­ции
полученных данных. Широко известны
приборы для исследо­вания
показателей времени реакции (реактометры,
рефлексометры), устройства для изучения
особенностей восприятия, памяти,
мышления. В последние годы аппаратурные
тесты широко испо­льзуют
компьютерные устройства. В большинстве
случаев аппара­турные
тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные
тесты. Это автоматизированный вид
тестиро­вания
в форме диалога испытуемого и ЭВМ.
Тестовые задания предъявляются
на экране дисплея, а ответы испытуемый
вводит в память ЭВМ с клавиатуры; таким
образом, протокол сразу созда­ется
как набор данных (файл) на магнитном
носителе. Стандарт­ные
статистические пакеты позволяют очень
быстро проводить математико-статистическую
обработку полученных результатов по
разным направлениям. При желании можно
получить инфор­мацию
в виде графиков, таблиц, диаграмм,
профилей.

С помощью компьютера
экспериментатор получает для анали­за
такие данные, которые без ЭВМ получить
практически невоз­можно: время
выполнения отдельных заданий теста,
время полу­чения
правильных ответов, количество отказов
отрешения и обра­щения
за помощью, время, затрачиваемое
испытуемым на обду­мывание
ответа при отказе от решения, время
ввода ответа (если он
сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности
испытуемых можно ис­пользовать для
углубленного психологического анализа
результа­тов,
полученных в процессе тестирования.

Вербальные
и
невербальные
тесты.
Эти
тесты различаются по характеру
стимульного материала. В вербальных
тестах основным содержанием
работы испытуемых являются операции с
понятия­ми, мыслительные действия,
осуществляемые в словесно-логиче­ской
форме.

Составляющие
эти методики задания апеллируют к
памяти, воображению,
мышлению в их опосредованной языковой
форме. Они очень
чувствительны к различиям в языковой
культуре, уров­ню
образования, профессиональным
особенностям. Вербальный тип
заданий наиболее распространен среди
тестов интеллекта, те­стов
достижений, при оценке специальных
способностей.

Невербальные
тесты — это такой тип методик, в которых
тесто­вый
материал представлен в наглядной форме
(в виде картинок, чертежей,
графических изображений и т.п.). От
испытуемых требу­ется
понимание вербальных инструкций, само
же выполнение за­даний
опирается на перцептивные и моторные
функции. Самым известным
невербальным тестом являются Прогрессивные
матри­цы
Равена. Невербальные тесты уменьшают
влияние языковых раз­личий на результат
испытания. Они также облегчают процедуру
те­стирования
испытуемых с нарушением речи, слуха или
с низким уровнем
образования. Невербальные тесты широко
используются при
оценке пространственного и комбинаторного
мышления. В ка­честве отдельных
субтестов они включены во многие тесты
интел­лекта, общих
и специальных способностей, тесты
достижений.

Тесты интеллекта. Предназначены
для исследования и измере­ния
возрастного интеллектуального развития
человека. Они явля­ются
наиболее распространенными
психодиагностическими ме­тодиками.
Под интеллектом как объектом измерения
подразуме­ваются
не любые проявления индивидуальности,
а прежде всего те,
которые имеют отношение к познавательным
процессам
и фун­кциям
(к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).
По форме тесты интеллекта могут быть
групповыми и индивидуальными, устными
и письменными, бланковыми, предметными
и компью­терными.
Каждое задание таких тестов имеет
правильное решение и,
следовательно, об успешности их выполнения
судят по числу правильных
или неправильных ответов. В последние
30-35 лет успешно
разрабатываются вербальные
критериально-ориентиро­ванные
тесты интеллекта. Их принципиальное
отличие от тради­ционных
тестов состоит в том, что в заданиях, в
которых испытуе­мый
должен найти свое решение определенной
логической зада­чи,
используются не любые понятия и термины,
а только те, кото­рые
составляют содержание учебных программ.
Включение по­добных
понятий и терминов позволяет установить,
насколько они стали
предметом мыслительной деятельности
учащихся.

Тесты
способностей. Это тип методик,
предназначенных для оценки возможностей
индивида
в овладении знаниями, навыка­ми,
умениями в различных областях —
математике, технике, лите­ратуре,
в разнообразных видах художественных
деятельностей.

Принято
выделять общие и специальные способности.
Общие способности обеспечивают овладение
разными видами занятий и умений,
которые человек реализует во многих
видах деятельности. Общие
способности отождествляются с интеллектом,
и поэтому часто
они называются общими интеллектуальными
(умственны­ми)
способностями.

В отличие от общих, специальные способности
рассматрива­ются в отношении к
отдельным, специальным областям
деятель­ности. В соответствии с таким
делением разрабатываются тесты общих
и специальных способностей.

По своей
форме тесты способностей носят
разнообразный ха­рактер
(индивидуальный и групповой, устный и
письменный, бланковый,
предметный, аппаратурный и т.д.). Ответы
испытуе­мых здесь также оцениваются
по типу правильно, неправильно.

Тесты
личности.
Эти
психодиагностические методики направ­лены
на оценку эмоционально-волевых компонентов
психической
деятельности — мотивации, интересов,
эмоций, отношений (в
том числе и межличностных), а также
особенностей поведения индивида
в определенных ситуациях. Таким образом,
тесты лично­сти
диагностируют неинтеллектуальные
проявления испытуемых.

Тесты
личности можно подразделить на тесты
действия и ситу­ационные
тесты. Тесты действия представляют
собой относитель­но простые, четко
структурированные процедуры, в которых
воз­можен правильный ответ (например,
тест замаскированных фигур Уиткина,
тест ригидности
Лучинса
и
др.).

Особенностью ситуационных
тестов является то, что испытуе­мому
предлагается выбрать образ поведения
в сложной социаль­ной
ситуации, близкой к реальной. С их помощью
диагностируют­ся, в частности, такие
аспекты личности, как склонность к
асоциа­льному
поведению, а также к стабильным, устойчивым
решениям и действиям.

Неинтеллектуальные,
личностные особенности измеряются
так­же
с помощью опросников и проективной
техники. Эти диагности­ческие
методики рассмотрены в соответствующих
разделах пособия.

Тесты
достижений,
или,
как их можно назвать по-другому, тес­ты
объективного контроля успешности
(школьной, профессиона­льной,
спортивной), предназначены для оценки
степени продви-нутости
знаний, навыков, умений после прохождения
человеком соответствующего
обучения, общей и профессиональной
подго­товки.
Таким образом, тесты достижений в первую
очередь изме­ряют
влияние, которое оказывает на развитие
индивида относите­льно
стандартный набор воздействий. Они
широко используются для
оценки школьных, учебных, а также
профессиональных до­стижений.
Этим объясняется их большое количество
и разнообра­зие.
Так же, как и в тестах интеллекта, и в
этих тестах предполага­ется
правильный ответ, а показателем успешности
является коли­чество
правильно выполненных заданий.

Тесты
школьных достижений являются, в основном,
группо­выми
и бланковыми, но могут быть представлены
и в компьютер­ном варианте.
Профессиональные тесты достижений
обычно име­ют
три разные формы: аппаратурные (тесты
исполнения или дей­ствия), письменные
и устные.

    Главное
различие между интервью и анкетированием,
состоит в форме контакта исследователя
и опрашиваемого. При анкетировании их
общение опосредуется анкетой. Содержащиеся
в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует
самостоятельно, в пределах имеющихся
у него знаний. Он формулирует ответ и
фиксирует его в анкете тем способом, который
либо указан в тексте анкеты, либо объяснен
анкетером. При интервьюировании контакт
между исследователем и респондентом
осуществляется при помощи интервьюера,
который задает вопросы, предусмотренные
исследователем, организует и направляет
беседу с каждым отдельным человеком и
фиксирует полученные ответы согласно
инструкции.

    Привлечение
интервьюеров увеличивает затраты 
времени и средств на их обучение, отбор,
контроль качества их работы.
 

    Массовый 
опрос путем анкетирования дает
репрезентативные результаты, но в 
более узкой сфере проблем, чем 
возможно в интервью. Наконец, анкета
более приспособлена, чем протокол
интервью, для компьютерной обработки 
данных.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Выбор
вида опроса определяется целями исследования
и организационно экономическими возможностями
реализации данной исследовательской
стратегии, а также требованиями к достоверности
и надежности искомой информации. В зависимости
от того, какие условия и формы общения
опосредуют связь исследователя с опрашиваемым,
различаются две основные формы опроса:
интервьюирование и анкетирование. При
анкетировании опрашиваемый самостоятельно
читает текст вопросника и сам его заполняет.
В случае интервьюирования в роли посредника
между текстом вопросника и респондентом
выступает интервьюер, который представляет
авторов исследования и реализует цели
исследования в ситуации опроса. Интервьюер
задает вопросы, выслушивает ответы респондента
и фиксирует их содержание в соответствии
с процедурой, предусмотренной инструкциями.
 

    Привлечение
интервьюеров увеличивает затраты 
времени и средств на их обучение, отбор,
контроль качества их работы. Однако хорошо
обученный интервьюер обеспечивает точность
реализации процедуры отбора респондентов
для опроса, благоприятную ситуацию опроса,
контроль влияния третьих лиц на формирование
ответов респондента, единообразие задавания
вопросов, обеспечивает возможность работы
со сложными по структуре и содержанию
анкетами. Он способен также адаптироваться
к индивидуальным психологическим особенностям
опрашиваемого: снять психологические
барьеры или предубежденность, вызывающие
нежелание участвовать в опросе или уклонение
от ответов на отдельные вопросы.

    В
то же время влияние интервьюера 
на содержание получаемых данных значительно
выше, чем анкетера. Поэтому при использовании
интервью особое внимание уделяется учету
влияния (эффекта) интервьюера, которое
может быть как положительным, так и отрицательным
в зависимости от предмета исследования,
подготовки интервьюера, строгости отбора
и проверки качества его работы.

    В
массовых опросах целесообразно 
совмещать оба вида. Для интервью
обычно отбирают 5–6% из опрошенных через
анкету. Данные такого контрольного интервью
позволяют проверить надежность и достоверность
анкетных данных, а также повысить качество
интерпретации результатов в целом.

    Таким
образом, выбор опроса зависит от
условий и задач исследования.

Список 
используемых источников:
 

  1.  Волков 
    Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. « Методология
    и методы психологического исследования»,
    Москва-2005 г.
  2. Берулава
    Г.А. Методологические основы деятельности
    практического психолога: Учеб. пос. –
    М.: Высшая школа, 2003. – 64с.
  3. Рубинштейн
    С.Л. Основы общей психологии: в 2т. — М.,
    1989.
  4. Гальперин
    П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие
    для вузов. – 3-е изд. – М.: Книжный дом «Университет»,
    2000. 
  5. Берулава
    Г.А. Методический аспект взаимодейтсвия
    теории и пратики психологии // Индивидуальный
    аспект развития личности. Сочи, 2001
  6. Андреева
    Г.М. Психология социального познания.
    М., 1997
    .
  7. Харчева 
    В. Основы социологии. Учебник для срдних
    специальных учебных заведений. М.: «Логос»,
    1997. – 304 с.: ил.
  8. Никандров
    В. В. Вербально-коммуникативные методы
    в психологии. СПб.: Речь, 2002.
  9. Радугин А.А.,
    Радугин К.А. Социология: курс лекций.2-е
    издание, переработанное и дополненное.
    — М.: Центр, 2002.
  10. http://www.ahmerov.com/book_813_chapter_138_Temy_referatov:.html
  11. http://ibrain.kz/mod/book/view.php?id=210&chapterid=935
  12. http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00006162_0.html