9 класс русский язык огэ средства выразительности

Освоив способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме

Освоив способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка», предлагаю провести , готовясь к ОГЭ. Модульное обучение- ценная находка в деле систематизации и обобщения при итоговом повторении ( задания А-4).

Автор: Хлынцова Галина Александровна

Готовимся к ОГЭ по русскому языку Выразительные средства речи учитель русского языка и литературы Шахманова А.Д.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку Выразительные средства речи

учитель русского языка и литературы

Шахманова А.Д.

Дорогой друг! Данный образовательный ресурс предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Его первый уровень представляет собой теоретическую справку, с помощью которой ты можешь вспомнить выразительные средства речи и усовершенствовать свои умения и навыки. Для перехода по страницам в данном разделе пользуйся кнопкой После завершения теоретической части ты можешь перейти ко второму уровню – проверочному тесту по данной теме при помощи кнопки Переход в данном разделе осуществляется при помощи кнопки Надеюсь, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку. Желаю удачи! Перейти к тесту

Дорогой друг!

Данный образовательный ресурс предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Его первый уровень представляет собой теоретическую справку, с помощью которой ты можешь вспомнить выразительные средства речи и усовершенствовать свои умения и навыки. Для перехода по страницам в данном разделе пользуйся кнопкой

После завершения теоретической части ты можешь перейти ко второму уровню – проверочному тесту по данной теме при помощи кнопки

Переход в данном разделе осуществляется при помощи кнопки Надеюсь, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку.

Желаю удачи!

Перейти к тесту

 Выразительные средства речи   – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении . В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого .

Выразительные средства речи   – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении . В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого .

 Для успешного выполнения задания №3 необходимо знать такие тропы, как сравнение, метафору, олицетворение, фразеологизм, гиперболу, эпитет.

Для успешного выполнения задания №3 необходимо знать такие тропы, как сравнение, метафору, олицетворение, фразеологизм, гиперболу, эпитет.

Эпитет Олицетворение Сравнение Олицетворение Выразительные средства речи Гипербола Фразеологизм Метафора Перейти к тесту

Эпитет

Олицетворение

Сравнение

Олицетворение

Выразительные средства речи

Гипербола

Фразеологизм

Метафора

Перейти к тесту

 Эпитет – красочное, образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилагательными или наречиями. Например, весёлый дом .

Эпитет – красочное, образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилагательными или наречиями. Например, весёлый дом .

Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. Например, Осенняя рябина яркая, как (будто, словно) костёр.

Сравнение – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. Например, Осенняя рябина яркая, как (будто, словно) костёр.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Например, В саду горит костёр рябины красной . (Спелая рябина похожа на горящий костёр.)

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Например, В саду горит костёр рябины красной . (Спелая рябина похожа на горящий костёр.)

 Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например, Парк заснул .

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например, Парк заснул .

 Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств предмета. Например, Сына Бог послал в аршин .

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств предмета. Например, Сына Бог послал в аршин .

 Фразеологизм   – устойчивое сочетание слов. Например, Яблоко раздора. 

Фразеологизм   – устойчивое сочетание слов. Например, Яблоко раздора. 

Учебный тест «Выразительные средства речи»

Учебный тест «Выразительные средства речи»

 Инструкция по работе с учебным тренажёром 1. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Только один из них правильный. 2. Если ты выбрал неправильный ответ, загорится красный цвет. 3. Если ты выбрал безошибочный ответ, появится зелёный цвет. 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке Желаю удачи!

Инструкция по работе с учебным тренажёром

1. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Только один из них правильный.

2. Если ты выбрал неправильный ответ, загорится красный цвет.

3. Если ты выбрал безошибочный ответ, появится зелёный цвет.

4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке

Желаю удачи!

 Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении. Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку. (По Остромиру) сравнение фразеологизм метафора эпитет

Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении.

Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку. (По Остромиру)

сравнение

фразеологизм

метафора

эпитет

 Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении. Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком... (По Э. Шиму) сравнение метафора эпитет олицетворение

Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении.

Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком… (По Э. Шиму)

сравнение

метафора

эпитет

олицетворение

 Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул... (По Н. Гарину-Михайловскому) метафора фразеологизм олицетворение сравнение

Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении.

Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул… (По Н. Гарину-Михайловскому)

метафора

фразеологизм

олицетворение

сравнение

 Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении. Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (По А. Алексину) метафора фразеологизм сравнение олицетворение

Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении.

Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу… (По А. Алексину)

метафора

фразеологизм

сравнение

олицетворение

Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении. Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. (По И. Селивёрствовой) метафора сравнение гипербола олицетворение

Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении.

Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. (По И. Селивёрствовой)

метафора

сравнение

гипербола

олицетворение

 Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении. Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь. (По В. И. Одноралову) фразеологизм сравнение эпитет олицетворение

Укажите, какое из перечисленных средств художественной выразительности используется в предложении.

Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь.

(По В. И. Одноралову)

фразеологизм

сравнение

эпитет

олицетворение

Использованные ресурсы: Шаблон презентации http://free-office.net/shablony-powerpoint/ Словарь литературоведческих терминов http://www.endic.ru/linguistics/Trop-755.html Материал для тестов https://rus-oge.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat Ссылки на изображения Дом Рябина Костёр Рябина2 Парк Аршин Иллюстрация к сказке Пушкина Иллюстрация к фразеологизму

Использованные ресурсы:

  • Шаблон презентации http://free-office.net/shablony-powerpoint/
  • Словарь литературоведческих терминов http://www.endic.ru/linguistics/Trop-755.html
  • Материал для тестов https://rus-oge.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat
  • Ссылки на изображения
  • Дом
  • Рябина
  • Костёр
  • Рябина2
  • Парк
  • Аршин
  • Иллюстрация к сказке Пушкина
  • Иллюстрация к фразеологизму

Изобразительно-выразительные средства языка. Задание 3. Подготовка к ОГЭ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Изобразительно-выразительные средства языка. Задание 3. Подготовка к ОГЭ.

    1 слайд

    Изобразительно-выразительные средства языка. Задание 3. Подготовка к ОГЭ.

  • Задание 3 в ОГЭ по русскому языку  — это проверка знания средств выразительно...

    2 слайд

    Задание 3 в ОГЭ по русскому языку  — это проверка знания средств выразительности.

  • Теоретические сведения. Под выразительностью речи понимаются такие её особенн...

    3 слайд

    Теоретические сведения. Под выразительностью речи понимаются такие её особенности, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у слушателя (читателя), воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

  • Разберем средства выразительности речи , которые чаще всего встречаются в КИМ...

    4 слайд

    Разберем средства выразительности речи , которые чаще всего встречаются в КИМах. ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Примечание: В задании 3 ОГЭ встречаются следующие тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, ирония.

  • Метафора, развёрнутая метафора. Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдел...

    5 слайд

    Метафора, развёрнутая метафора. Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.  Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.                                       (С. Есенин)

  • Метафора ! Метафора может быть развёрнутой. Перенос понятий в развернутой мет...

    6 слайд

    Метафора ! Метафора может быть развёрнутой. Перенос понятий в развернутой метафоре осуществляется на протяжении достаточно большого фрагмента фразы или даже всего текста. Пример: У ночи много звезд прелестных, Красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве. Но та, которую не смею Тревожить лирою моею, Как величавая луна, Средь жен и дев блестит одна.

  • Задание В каком варианте ответа средством выразительности речи является метаф...

    7 слайд

    Задание В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?    1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.    2) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках – Вахтанг.    3) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую.    4) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.

  • Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они над...

    8 слайд

    Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно?                                                         (Ф. Тютчев.)

  • Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетс...

    9 слайд

    Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.    1) Но сумерки сгущались.    2) Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве.    3) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.    4) Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.

  • Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его...

    10 слайд

    Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.

  • Задание В каком варианте ответа средством выразительности речи являются эпите...

    11 слайд

    Задание В каком варианте ответа средством выразительности речи являются эпитеты?    1) А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа.    2) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…    3) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.    4) Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание.

  • Сравнение. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим яв...

    12 слайд

    Сравнение. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением, сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого. Чаще всего сравнение оформляется  в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что. Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.                                            (Н. Некрасов.)

  • Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетс...

    13 слайд

    Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.    1) Такое предсказание в детстве она услышала от волшебника Эгля.    2) Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.    3) Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.    4) Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

  • Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетс...

    14 слайд

    Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.    1) Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что.    2) Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.    3) В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.    4) Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе.

  • Гипербола  (в переводе с греческого — «преувеличение») — это образное выражен...

    15 слайд

    Гипербола  (в переводе с греческого — «преувеличение») — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия.       Редкая птица долетит до середины Днепра (Гоголь).

  • Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетс...

    16 слайд

    Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.    1) Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.          2) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.         3) К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.    4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.

  • Ирония Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном...

    17 слайд

    Ирония Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Пример: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение к ослу в басне И.А.Крылова)

  • Задание Укажите фрагмент текста, в котором средством выразительности речи явл...

    18 слайд

    Задание Укажите фрагмент текста, в котором средством выразительности речи является ирония.   1) — А собака у него — с телёнка. — С лошадь, — сказал Мишка. — Со слона, — поддакнул я. 2) Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову. 3) Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии. — Орион! — сказал мальчишка. — (25) Ко мне! 4) — Он кусается? — спросила Наташка. Мальчишка улыбнулся. — Погладь, — разрешил он.

  • В КИМ также встречаются следующие ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СР...

    19 слайд

    В КИМ также встречаются следующие ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА:    просторечные слова  разговорная лексика фразеологизмы

  • Лексика разговорного стиля это слова, характерные для обычной, непринужденной...

    20 слайд

    Лексика разговорного стиля это слова, характерные для обычной, непринужденной речи и нехарактерные для книжных, письменных жанров. Пример: здоровяк, добряк, болтун,  летучка, плутовка, чертовка,  дворняга.  Разговорные слова лишены грубости, входят, в отличие от просторечных, в число средств литературного языка.

  • Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являютс...

    21 слайд

    Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.    1) У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова.    2) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице.    3) На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.    4) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.

  • Лексика просторечная слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраско...

    22 слайд

    Лексика просторечная слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач).

  • Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетс...

    23 слайд

    Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика.    1) – Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.    2) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…    3) Эти доски и пригодятся. 4) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

  • Фразеологизмы   Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, сос...

    24 слайд

    Фразеологизмы   Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро.

  • Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетс...

    25 слайд

    Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.    1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.    2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.    3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.    4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.  

  • Задание В каком варианте ответа нет фразеологизма?    1) И я сначала в садике...

    26 слайд

    Задание В каком варианте ответа нет фразеологизма?    1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.    2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.    3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.    4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.

  • Антитеза, или противопоставление  (в пер. с греч. — противоположение) — это о...

    27 слайд

    Антитеза, или противопоставление  (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные: Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин); Вчера еще в глаза глядел, А ныне — все косится в сторону, Вчера еще до птиц сидел, Все жаворонки нынче — вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

  • Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетс...

    28 слайд

    Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является противопоставление.    1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.    2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.    3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.    4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности.  А когда спасают, то долго не думают…

  • Задание Укажите фрагмент, в котором средством выразительности речи является а...

    29 слайд

    Задание Укажите фрагмент, в котором средством выразительности речи является антитеза.    1) А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые близнецы.    2) — Есть индивидуальности, — пробурчал Сашка. — Их всё меньше, — сказал Роман.    3) Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…    4) — А я хочу? Но машина — это воплощённая пошлость.

  •  Решаем задания из ОГЭ.

    30 слайд

    Решаем задания из ОГЭ.

  • Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «...

    31 слайд

    Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».    1) гипербола    2) сравнительный оборот    3) противопоставление    4) просторечные слова Ответ: 2

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафо...

    32 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. Ответ: 2

  • Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «...

    33 слайд

    Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»    1) олицетворение    2) фразеологизм    3) эпитет    4) сравнительный оборот Ответ: 3

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет...

    34 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.    1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.    2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда.    3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.    4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. Ответ: 2

  • В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола?   ...

    35 слайд

    В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола?    1) Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?    2) Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.    3) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.    4) Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь. Ответ: 3  

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет...

    36 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.    1) Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека.    2) А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать.    3) Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.    4) В этом основа, соль дружбы. Ответ: 3

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просто...

    37 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика.    1) — Антона, дедушка, — наперебой закричали мальчишки, — в Минске который жил.    2) — Как это — баба? — спросил он с недоумением.    3) Ну и подпрыгнул, когда он зашипел.    4) Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно. Ответ: 2

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразео...

    38 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.    1) Раздражение моё против гостя росло.    2) Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.    3) Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.    4) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. Ответ: 4

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафо...

    39 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.    1) Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.    2) Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.    3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.    4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо! Ответ: 3

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразео...

    40 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.    1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».    2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.    3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.    4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску. Ответ: 2

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологиз...

    41 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.    1) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.    2) Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу.    3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.    4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька. Ответ: 3

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафо...

    42 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.    1) Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.    2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.    3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!    4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. Ответ: 2

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицет...

    43 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.    1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.    2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.    3) Скрипка замолчала надолго.    4) И свет фонариков погас. Ответ: 3

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафо...

    44 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.    1) Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.    2) И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.    3) Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.    4) Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта. Ответ: 2

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет...

    45 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.    1) Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями.    2) Особенно много их всегда было под большим диваном.    3) Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами, которые разрослись, образовав свод.    4) На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября… Ответ: 3

  • Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является мет...

    46 слайд

    Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.    1) Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.    2) Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.    3) Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.    4) Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя. Ответ: 3

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафо...

    47 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.    1) В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.    2) Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.    3) Минуты через две резко зазвонил телефон.    4) Ненависть в нём не перекипела. Ответ: 4

  • Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6:...

    48 слайд

    Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама».    1) метафора    2) аллитерация    3) фразеологизм    4) сравнение Ответ: 4

  • Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является мет...

    49 слайд

    Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.    1) Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.    2) Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.    3) Яровой поднял голову, и лётчики увидели его глаза…    4) В больших глазах ребёнка застыло удивление перед громадным, ещё не понятным ему миром. Ответ: 4

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафо...

    50 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.    1) Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.    2) Музей не возьмёт копии.    3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.    4) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал. Ответ: 4

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет...

    51 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.    1) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.    2) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.    3) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.    4) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. Ответ: 3

  • Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 16...

    52 слайд

    Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 16: «От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда».    1) фразеологизм    2) эпитет    3) гипербола    4) сравнение Ответ: 1

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет...

    53 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.    1) Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?    2) Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу – след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.    3) Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.    4) Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге. Ответ: 2

  • Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 12...

    54 слайд

    Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 12: «Но хорошо было сидеть в кресле у широкого, будто киноэкран, иллюминатора, смотреть, как серый простор беспрестанно катит навстречу пенные валы, как в настоящем море…»    1) олицетворение    2) разговорная лексика    3) сравнительный оборот    4) аллегория Ответ: 3

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразео...

    55 слайд

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.    1) Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега.    2) Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка …    3) Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык.    4) А с Валегой — хоть на край света. Ответ: 4

  • Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.    1) Однажды я н...

    56 слайд

    Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.    1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.    2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.    3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.    4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. Ответ: 2 

  • Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 11...

    57 слайд

    Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 11: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».    1) сравнительный оборот    2) метафора    3) слово разговорного стиля    4) фразеологизм Ответ: 3

  • Контрольная работа.

    58 слайд

    Контрольная работа.

  • Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 1...

    59 слайд

    Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 1 вариант.  – Лёшка – золотой мальчик, а вы все трусы. Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. 2 вариант. Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз. Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.

  • Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 1...

    60 слайд

    Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 1 вариант. 3. Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. 4. «Папа прямо весь расцвёл». 2 вариант. 3. Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел… 4. Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

  • Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 1...

    61 слайд

    Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 1 вариант. 5.От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-насто­ящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда. 6.Один, только один раз земля не уберегла меня… 2 вариант. 5. Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.  6. Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.

  • Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 1...

    62 слайд

    Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 1 вариант. 7. – Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце… 8. Она была тоненькая, курносая, с коротки­ми и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. 2 вариант. 7. Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь. 8. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

  • Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 1...

    63 слайд

    Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 1 вариант. 9. А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.  10. Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу… 2 вариант. 9. Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.  10. Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз.

  • Проверяем! 1 вариант. Эпитет Сравнение Олицетворение Метафора Фразеологизм О...

    64 слайд

    Проверяем! 1 вариант. Эпитет Сравнение Олицетворение Метафора Фразеологизм Олицетворение Метафора Сравнение Фразеологизм Олицетворение 2 вариант. Фразеологизм Метафора Эпитет Сравнение Фразеологизм Олицетворение Сравнение Метафора Олицетворение Фразеологизм

9 класс русский язык огэ средства выразительности

  • Сейчас обучается 984 человека из 82 регионов

9 класс русский язык огэ средства выразительности

  • Сейчас обучается 869 человек из 78 регионов

9 класс русский язык огэ средства выразительности

  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 836 138 материалов в базе

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Другие материалы

Рейтинг:
4 из 5

  • 16.08.2017
  • 9965
  • 78

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства языка.

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка различать средства выразительности.

Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием методов сингапурского обучения, ИКТ.

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

  • По степени взаимодействия: учитель-ученик; ученик-ученик; ученик- учебный материал

Наглядно-дидактические материалы: презентация «Средства выразительности», карточки — задания, раздаточный наглядно-дидактический материал по теме урока, листы самоконтроля.

На доске – высказывание К.Г. Паустовского

Цели урока:

Образовательные:

  • повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка

  • совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы

  • подготовки к сдаче ГИА.

Развивающие:

  • продолжение работы по совершенствованию языкового чутья

Воспитательные:

  • формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Ход урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационная часть урока

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающихся.

-Ребята, здравствуйте. Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их улыбками . Садитесь, пожалуйста. Поприветствуйте друг друга партнёры по лицу. Партнёры по плечу, дайте друг другу «пять»!

Сегодня мы будем работать над интереснейшей и одной из самых трудных тем в русском языке. Я рада вас видеть.

Ребята, сегодня будем работать в группах, парах, помогая друг другу лучше усвоить материал.

На партах у вас лежат листы оценивания знаний и умений. По ходу урока вы будете оценивать свою работу.

После выполнения всех заданий вы получите итоговую оценку

-наш урок мне хочется начать словами К.Г.Паустовского:

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

Партнёры по плечу и по лицу приветствуют друг друга

Обучающиеся на листочках записывают продолжение фразы

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

2. Актуализация знаний

3.

Проблемная ситуация

финк-райт-раунд-робин.

фронтальный опрос

Ребята в течение 1 минуты подумайте каждый про себя, о чем это высказывание, как вы его понимаете.

А теперь обсудите высказывание в группе по кругу, каждый в течение 15 секунд должен высказать свое мнение.

Участники №1 встаньте, пожалуйста. Обобщите

мнение всей группы.

Участник №1 первой парты

Участник №1 второй парты. Спасибо всем, прошу садиться на свои места.

Оцените свою работу и поставьте оценку в зачетный лист.

Работа в группе

коммуникативные

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения обуч-ся, принятие ими целей урока.

Ребята, исходя из высказывания, предположите, какая тема нашего урока?

-Откройте тетради , запишите число и тему урока.

-Какие цели мы поставим перед собой?

Да, сегодня мы повторим средства выразительности и применять имеющиеся знания на практике.

Учащиеся отвечают

4

Проверка знаний учащихся

Технология джотс-тотс

Ребята, у вас на столах лежат листочки. Напишите на них все средства выразительности, какие вы знаете. Каждый должен заполнить 4 листочка. Свои листочки подпишите. Проговаривайте слова вслух. Начинаем с участника №1

Участники №2 встаньте, пожалуйста. Соберите все листочки и прочитайте написанное.

Оцените свою работу и поставьте оценку в зачетный лист.

Работа в группе и индивидуально

Словарная работа

Таймд-пэа-шэа

-Посмотрите, пожалуйста на экран. Все средства языка делятся на лексические –это тропы и синтаксические –стилистические фигуры.

Проведем словарную работу. Работая с партнером по плечу, установите соответствие между названиями тропов и их значениями. Проверим задание

Учитель называет средства выразительности , учащиеся называют его значение

Оцените свою работы

14 правильных ответа-5

12-13-4

меньше 12 -3

Работа в паре

Практическая работа

Задание определить средство выразительности

Технология микс-пэа-шэа

Ребята, встаньте, пожалуйста, выйдите к доске. Сейчас вы под музыку будете передвигаться по классу. Когда музыка остановиться, вы должны образовать пару с рядом стоящим участником, дать «пять». Опросить, проверить и если надо объяснить, научить друг друга. Первым отвечает тот, у кого светлее глаза. Не забудьте обменяться карточками.

Садитесь на свои места и оцените свою работу.

Работа в парах

Работа на карточках Проверочный тест.

Сималтиниус рели тэйбл

Выполните работу на карточке по определению средства выразительности индивидуально, затем поменявшись с партнером по лицу, проведите взаимопроверку. Если будут ошибки, помогите партнеру.

Внимание на экран. Сверьтесь с ответами и поставьте себе оценку.

Индивидуальная самостоятельная работа

взаимопроверка

Регулятивные:

Контроль, коррекция и осознание того, что уже освоено

Личностные:

самоопределение

Рефлексия

Самостоятельное

подведение итогов урока путем ответа на вопрос

Ребята, выскажитесь, пожалуйста, с пользой вы провели урок или потратили время зря.

Поставьте итоговую оценку и передайте мне.

Работая над сегодняшней темой, мы еще раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов его образных средств.

Знание средств выразительности поможет вам не только хорошо выполнить задание ОГЭ, и сделает вашу речь красивее.

Будьте уважительны друг к другу и словам.

Учащиеся высказывают свои мнения

Коммуникативные, регулятивные, личностные

Приложение

Самоанализ урока в 9 классе

Учитель I квалификационной категории Рахимова Нурчиан Хайрулловна

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к ОГЭ

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка различать средства выразительности.

Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием методов сингапурского обучения, ИКТ.

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

По степени взаимодействия: учитель-ученик; ученик-ученик; ученик- учебный материал 

Наглядно-дидактические материалы:  презентация «Средства выразительности», карточки — задания, раздаточный наглядно-дидактический материал  по теме урока, листы самоконтроля.

На доске – высказывание К.Г. Паустовского

Цели урока:

  • Образовательные: повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы подготовки к сдаче ГИА.

  • Развивающие: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья

  • Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Урок проводился в 9 классе. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В классе 7 учащихся. В классе 1 учащийся имеют по итогам первой четверти отметку «5» по русскому языку, 4 человек имеют оценку «4», остальные среднего уровня развития.

У учащихся данного класса хорошая мотивация на изучение русского языка с средними речевыми способностями.

При подготовке к уроку учитывались программные требования, рекомендации книги для учителя к данному УМК, а также индивидуальные особенности учащихся.

Развитие учащихся на уроке осуществлялось, в полной мере были задействованы все учащиеся, в том числе и слабоуспевающие. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для обобщения раннее изученного материала по теме. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Учащихся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».

Хорошо развитая память учащихся обусловила включение содержание урока такой вид речевой деятельности, как диалогическая речь по схеме «ученик – ученик».

Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы.

Сначала урока постаралась создать эмоциональный и деловой настрой — мотивацию. Тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 

В качестве проблемной ситуации использовала высказывание К.Г.Паустовского.

На этом этапе урока использовала прием финк-райт-раунд-робин. Подумай-запиши-обсуди в команде. Обсуждение по кругу.

На этапе проверки знаний учащихся использовала прием джотс-тотс (мысли на столе)

Учащиеся записывали на листочках средства выразительности.

Словарная работа проведена с использованием приема таймд-пэа-шэа. Работают в паре с партнером по плечу.

Затем использовала прием микс-пэа-шэа для смены деятельности, в качестве физминутки. Учащиеся определяли средство выразительности в предложении.

Далее провела проверочный тест , использовав прием сималтиниус рели тэйбл. Два ученика одновременно выполняют работу, потом передают партнеру по плечу, проводят взаимопроверку.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия подкреплялись практическими.

Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был правильный переход от простых заданий к сложным.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и использования материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

На уроке поставленные задачи оказались решены. Все этапы урока были пройдены. Временные рамки урока соблюдены. Считаю, что каждая из целей урока была достигнута.

Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.

Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.

Приложение

Средство выразительности

Значение

ЭПИТЕТ

Намеренный разрыв предложения на отдельные части

МЕТАФОРА

вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

– преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления,

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

– скрытое сравнение

СРАВНЕНИЕ

– образное преувеличение,

ГИПЕРБОЛА

Красочное определение

ЛИТОТА

замена названия предмета описанием его признаков

АЛЛЕГОРИЯ

наделение неживой материи свойствами и качествами живой,

ИРОНИЯ

Постепенное усиление или ослабление

ОКСЮМОРОН

противопоставление.

ИНВЕРСИЯ

потреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки:

АНТИТЕЗА

сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов.

ПЕРИФРАЗ

нарушение привычного порядка слов.

ГРАДАЦИЯ

– иносказательное изображение

Приложение

Ветер плачет за окном,

Ветер мечется и стонет

И невидимым крылом

Золотые листья гонит.

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам

Разевает рот зевота шире Мексиканского залива

Лёд неокрепший на речке студёной,

словно как тающий сахар, лежит

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда

Ну, скушай же ещё тарелочку ,мой милый! (Крылов

Румяный клевер, лен голубоватый

И солнца блеск немного виноватый

Приложение

Этап урока

Оценка

1

Работа над эпиграфом

2

Написать названия средств выразтельности

3

Словарная работа. Установить соответствие

4

Назвать определение средств выразительности

5

Работа на карточках по определению средств выразительности

Средства выразительности речи для ОГЭ по русскому языку 9 класс. Таблица «Средства выразительности речи» для подготовки учащихся 9 классов к экзаменам

I. Фонетические (звукопись)

АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор согласных, создающий образ (в стихотворении).
Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей.

АССОНАНС – повтор гласных, создающий образ (в стихотворении).
Люблю берёзу русскую
То светлую, то грустную – передаёт лёгкую грусть, нежность.

II. Лексические (тропы)

ЭПИТЕТ – красочное, образное определение в переносном значении. Подчёркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения.
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью/ Поэта праведную кровь.
Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.

СРАВНЕНИЕ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим.
Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: КАК, ТОЧНО,

СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО.
Как море бесшумное, волнуется всё войско.
Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

МЕТАФОРА – троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов.
Летят алмазные фонтаны/
С весёлым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз);
Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, тёплый приём, цепь гор, хвост поезда.

РАЗВЁРНУТАЯ МЕТАФОРА – одна метафора влечёт за собой новые, связанные с неё по смыслу.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – неодушевлённому предмету приписываются свойства живого существа.
Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?

МЕТОНИМИЯ – замена одного слова другим, смежным по значению.
Эй ты, шляпа! (человек в шляпе). Читая Булгакова… (его книги). Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.

СИНЕКДОХА – разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот.
Каждую копейку в дом несёт (деньги).
И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия).

АЛЛЕГОРИЯ – изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.
Лиса – аллегория хитрости, заяц – трусости.

ИРОНИЯ – слово или выражение, употреблённое в смысле, противоположном прямому.
Такой ты умный (=глупый)!

ГИПЕРБОЛА – преувеличение.
В сто сорок солнц закат пылал.

ЛИТОТА – преуменьшение.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, – Не более напёрстка;
Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.

ПЕРИФРАЗ(А) – слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора.
Царь зверей (=лев).
Чёрное золото (=нефть).
Утро года (=весна).

СИНОНИМЫ – слова, различные по написанию, но близкие по значению.
Победить – одолеть; бежать – мчаться.

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста.
Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.

АНТОНИМЫ – слова, имеющие противоположные значения.
Коварство и любовь;
Белей лишь блеск, чернее тень.

АРХАИЗМ/ УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО – вышедшее из общего употребления слово или оборот речи.
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился…

ДИАЛЕКТИЗМ – слово или оборот, бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм).
Кочет (петух), корчик (ковшик), скородить (разравнивать граблями).

ЖАРГОНИЗМ – слово или выражение из условного, искусственного языка какой-либо социальной группы.
«Чуять» – из жаргона охотников, «амба» – из морского,
«комп» – из молодёжного.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – лексика, представленная в научной, художественной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Этот разряд слов, как правило, используется в письменной речи и неуместен в устной.
Эта встреча с великим Львом Николаевичем незабвенна.
— Прочти сей манускрипт, — посоветовал мне Гошка.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА / ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА –лексика, представленная преимущественно в устной речи, ориентированная на неформальное, непринуждённое общение. Её использование совершенно недопустимо в информационных текстах и текстах официального характера.
Купить картошку (=картофель), многовато ошибок (=много), ерунда (что-либо маловажное), работать помаленьку (=постепенно), шоколадка (=плитка шоколада).

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА – слова, пришедшие из других языков.
Сэндвич, футбол, дисплей.

НЕОЛОГИЗМ – слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий.
«Бездарь» (вместо «бездарность»).

АФОРИЗМ – обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.
«У сильного всегда бессильный виноват».

ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ – лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.
Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение

III. Стилистические фигуры

АНАФОРА (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) – повтор частей в начале строк (единоначатие).
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы…

ЭПИФОРА (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) – повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений.
Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) – повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путёвку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

ЭКСПРЕССИВНЫЙ ПОВТОР – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.
Небо над Волгой синее-синее.
Ошибки-то надо исправлять, исправлять надо!
–Скорей, скорей, – кричали мальчики, подгоняя друг друга…

АНТИТЕЗА / ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счета быстрой смены противоположных по смыслу понятий.
Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.

ГРАДАЦИЯ – расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза.
Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть…

ОКСЮМОРОН – соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга.
Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнажённой.
Мёртвые души, живой труп, горячий снег.

ИНВЕРСИЯ – изменение обычного порядка слов.
Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше). Пришёл он; Досадно было, боя ждали;
Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням – (вместо «он стрелой взлетел мимо швейцара»).

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – повторяющаяся последовательность членов предложений.
Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль.
Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету.

ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста.
Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения.
И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.

МНОГОСОЮЗИЕ (ПОЛИСИНДЕТОН) – однородные члены или предложения, соединённые повторяющимися союзами.
Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.

БЕССОЮЗИЕ – однородные члены предложения соединяются без помощи союзов.
Швед, русский колет, рубит, режет…

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ –
восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств.
Кто не бранивал станционных смотрителей!

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя.
Какой русский не любит быстрой езды? (= «все русские любят»).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Прощай, немытая Россия!
Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?

УМОЛЧАНИЕ – намеренное прерывание речи в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.
Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, /Я близ Кавказа рождена.

ПАРАДОКС – суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению.
Трус умирает много раз, храбрец — только однажды; Торопись медленно;
Чем хуже, тем лучше.

ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов.
Пушкин – это чудо.

ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА – слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.
Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.

IV. Синтаксические средства

ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ – слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения (их можно опустить, и предложение не исказится).
Обособляются запятыми!
Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша.
Он, стало быть, бережёт себя.
Не правда ль, он хорош?
Наконец, он пришёл.

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ – изложение в виде последовательности «вопрос-ответ».
И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего. На конце ставится восклицательный знак.
Пожар! Горим!
Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём!

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём-либо. На конце ставится вопросительный знак.
И тогда я сам себе задал вопрос: а почему она дожила до наших дней? Почему её не разрушили, когда она ещё не была старинной, а была просто одним из множества московских храмов? И сам себе с недоумением ответил: не сломали, потому что – а зачем рушить?

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ – члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос.
За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери.
Есть периоды в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, своё творчество с тем временем, в котором живёшь.
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

ЦИТИРОВАНИЕ – точное копирование чьих-то слов.
Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»

ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА – слова, которые выражают эмоции говорящего, его отношение к предмету речи.
Разиня, гадость, безобразие, кошмар, ерунда.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА – слова, на лексическое значение которых наложена эмоциональная окраска. Они содержат отношение самого говорящего к называемому явлению.
Подкаблучник, надувательство, дружочек, проморгать автобус.

ЭКСПРЕССИВНО-ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА – слова, усиливающие выразительность речи
Буйный, бешеный, кипучий, лучезарный, лазурный.

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА – выдуманные автором слова.
Ослепительной рыжины ходит лисонька у ручья. Удивительна эта рыжь.
Я свирел в свою свирель.

ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО – показывает, что предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку.
Крепчайший, самый сильный, лучший, умнее всех.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / ТЕРМИНЫ – слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства и т.д.
«Корень», «форма слова», «разговорная речь».

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА – слова из политической, социально-экономической, мировоззренчески философской областей.
Общество, свобода, парламент, гражданин, легитимный.

ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ – непосредственное обращение к читателю.
Но неужели всё так безнадёжно? Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет.